http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Храм, генеральша и сохраненная рука

Господь не оставляет тех, которые дают приют бездомным детям

Вы знаете, братие, что есть очень много детей, которые обрекаются на погибель чуть ли не с самого первого дня своего рождения. Вы знаете, что некоторые матери или ради стыда, или вследствие крайней нищеты, или, наконец, по нечеловеческой жестокости бросают новорожденных детей своих на произвол судьбы или обманом оставляют их на руках других и скрываются, а часто просто, как выражается народ наш, подкидывают их. Но вы знаете также и то, что Господь нередко посылает этим несчастным малюткам добрых людей, которые берут их к себе, заботятся о них, как умеют, воспитывают, а затем и в люди выводят. Господь благоволит к таким людям за милость их к несчастным детям и посылает им все нужное для содержания брошенных младенцев.

Одна вдова, лишившись своего мужа, одновременно потеряла и все свое имение, которое у нее отобрали за растрату ее мужем чужих денег. Будучи в таком плачевном состоянии, она обратилась за советом к преподобному Серафиму.

Когда она пришла к нему и поведала ему свое горе, он ей сказал: "Храм сооруди!"

Вдова очень удивилась этим словам старца и стала думать: "Как я могу соорудить храм, когда не имею у себя даже куска хлеба?" И при этом начала уже сомневаться в праведности угодника Божия. В смущении возвратилась она домой и чтобы несколько успокоить себя, пошла к Литургии в один из монастырей.

Во время пения причастного стиха вдруг подходит к ней одна женщина и просит причастить ее ребенка. Вдова исполнила ее желание и причастила младенца. Но когда хотела возвратить его матери, той уже не оказалось в храме – она бесследно исчезла. Что тут было делать бедной вдове? Самой есть нечего, а тут на руках еще и чужой ребенок.

И вот она взяла его и отнесла к властям. Но там не приняли его и приказали вдове, чтобы она до отыскания виновной держала младенца у себя. Она объявила, что не имеет никаких средств для воспитания младенца, и ее отвели к начальнику города.

Тут уж Господь видимо стал за нее. Начальник, сжалившись над ней, предложил сослужащим с ним оказать ей помощь, и все согласились. Вдове сейчас же собрали очень большую по тому времени сумму, а кроме того положили давать ей и ежемесячное достаточное для проживания пособие. Другие же благотворители прислали ей муки, крупы и масла. Тогда-то она вспомнила слова преподобного Серафима: "Храм сооруди", – и ясно поняла, про какой храм он говорил ей. С тех пор с принятой ею малюткой она не стала знать никакой нужды.

Итак, подлинно. Господь благоволит тем, которые проявляют милосердие и дают кров бесприютным детям, и посылает все необходимое для содержания этих приемных детей. Слова преподобного Серафима: "Храм сооруди", – прямо указывают на то, что воспитание брошенного младенца находит такое же благоволение в очах Божиих, как и построение храма.

Научимся и мы, братие, сострадать несчастным детям и помогать им. Да и как не сострадать и не помогать им? Что может быть ужаснее их положения – быть выброшенными на улицу, едва увидев свет, ждать себе смерти, не знать ни отца, ни матери, не знать ласки последней, быть обреченным, может быть, на вечную нищету? Как последователи Учителя любви. Господа нашего, откроем наше сердце для несчастных детей, примем их в свои объятия и заменим им собой их родителей. Аминь.

О том, что Господь бывает особенно милостив к добрым деткам

К вам, дети, будет слово наше, и мы сегодня скажем вам о том, что Господь и в этой жизни особенно награждает тех из вас, которые милостивы.

Одна девочка двенадцати лет ездила со своей матерью в Саровскую пустынь, чтобы удостоиться видеть отца Серафима и получить его благословение.

По приезде в Саров она случайно узнала о каком-то бедном изнуренном колоднике, который в тяжелых цепях шел мимо монастыря и был очень жалок. При виде этого несчастного она была очень тронута его положением и, отыскавши у себя довольно ценную серебряную монету, за неимением другой, более мелкой, подала ее нищему.

Когда же после сего девочка с матерью пришли к отцу Серафиму, то он, никогда до тех пор их не видевший, тотчас подозвал девочку к себе и, благословив ее, ласково сказал: "Ну, вот и хорошо, что подала милостыню бедному", – и при этом совершенно неожиданно для всех назвал ее генеральшею.

Мать ее, крайне удивленная этим приветствием, стала объяснять старцу, что генеральское звание вовсе им не принадлежит, но он, беседуя с ними, не переставал называть девочку генеральшей.

Так и возвратились мать с дочерью домой, не узнав причины такого необыкновенного приветствия старца, и долго они недоумевали, что бы это значило. Но после стало понятно для них, когда сострадательная к несчастным девочка, достигши совершенного возраста, вышла замуж за генерала. И тогда оправдались пророческие слова старца Божия, который задолго предвидел будущее по данной ему благодати от Господа.

Теперь смотрите, дети. Что сказал преподобный Серафим девочке, прежде чем назвал ее генеральшею? Сказал: "Хорошо ты сделала, что подала милостыню бедному", – и уже затем ее генеральшею стал называть. Значит, как бы так сказал он: "Вот, ты оказала сострадание к несчастному, за то тебя Господь и большим счастьем наградит". И как сказал, так и случилось.

Ввиду же этого для того, чтобы Господь награждал и вас, и вы подражайте упомянутой девочке и к бедным и несчастным будьте милостивы, тогда Господь Своей милостью не оставит и вас.

Скажете: "У нас денег нет". Да их и не нужно. Можно и без денег оказать ближнему любовь и сострадание. Например, посидите около больного, вовремя принесите ему, чего он хочет, или ласково и приветливо поговорите с человеком, находящемся в нужде и горе, погорюйте вместе с ним; с вас, пожалуй, довольно будет и этого. А между тем и такая ваша милость к несчастным никогда не забудется Господом, и Он за нее, несомненно, наградит вас и в этой жизни, и в будущей, как Сам Он и обещает нам это: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7). Аминь.

Оказывать помощь инокам есть дело доброе и для нас самих полезное

Многие из людей вольномыслящих отказываются помогать инокам и монастырям и обычно говорят: "На что монаху деньги?" Или: "У монахов свое, все готовое". Или: "Монахи ничего не делают" и т. д.

Говоря так, вольномыслящие ошибаются, ибо, во-первых, и монаху нужны деньги, потому что он, как всякий человек, пить и есть хочет; во-вторых, далеко не у всех монахов все готовое: есть множество монастырей наибеднейших, и они посылают своих иноков за сбором пожертвований нередко за тысячи верст, чтобы как-нибудь пропитать братию и удовлетворить самые неотложные, вопиющие, так сказать, монастырские нужды; в-третьих, про монахов нельзя сказать, что они ничего не делают, потому что они трудятся постоянно: выстаивают долгие многочасовые монастырские службы, исполняют те или другие послушания, работают, не покладая рук.

Да, подлинно, вольномыслящие люди ошибаются, а потому и слушать их и поступать так, как они поступают по отношению к инокам, не должно. Мы все непременно, по мере сил, должны делать пожертвования для иноков и монастырей и твердо веровать, что они не пропадут и Богом воспомянутся.

Один молодой человек, отправляясь на войну, заехал перед этим в Саровскую обитель к преподобному Серафиму, чтобы испросить его благословения на дорогу и на предстоящую войну и чтобы он помолился о сохранении его жизни.

Старец принял его очень ласково, благословил своим медным крестом, который висел у него на груди, поцеловал, начал исповедовать, сам сказывая ему грехи его, как будто они при нем были совершены, наконец сделал ему много душеспасительных наставлений и отпустил с миром.

Уходя от преподобного, молодой человек положил подле него на свечи три целковых. Но враг диавол, завидуя тогдашнему спокойствию его совести, вложил ему такую мысль: "Зачем святому отцу деньги?" Эта вражеская мысль смутила юношу, и он поспешил с раскаянием и с просьбой за нее к преподобному Серафиму о прощении.

Но Господь явно наказал его за то, что он и на минуту допустил к себе такую нечестивую мысль. Ходя около келий преподобного, он не мог узнать ее и вынужден был спросить шедшего к нему монаха: "Где келия отца Серафима?" Монах, удивляясь, вероятно, его вопросу, указал ее.

Молодой человек вошел с молитвой к старцу, и он, предупреждая слова его, привел следующее повествование: "Во время войны с галлами надлежало одному военачальнику лишиться правой руки, но эта рука дала какому-то пустыннику три монеты на святой храм, и молитвами Святой Церкви Господь спас ее". После этого преподобный обратился к юноше со следующими словами: "Ты это пойми хорошенько и впредь не раскаивайся в добрых делах. Деньги твои пойдут на устроение святой обители за твое здоровье".

Потом преподобный снова исповедал его, снова поцеловал и благословил и в заключение сказал: "Да изженется благодатию Божиею дух лукавый, нашедший на раба сего".

Из всего сказанного ясным становится то, что людей вольномыслящих, порицающих иноков и не помогающих им, мы слушать не должны, а должны оставивших мир не забывать и твердо веровать, что жертвы наши им для нас самих не пропадут и Богом воспомянутся.

Военачальник должен был потерять на войне руку, но поскольку она подала милостыню пустыннику, то осталась невредимою.

В том, что жертвы инокам не будут забыты Богом, убеждают нас своим примером и угодники Божии. Милость к монахам и монастырям они всегда считали делом богоугодным и святым и потому, когда могли, оказывали ее щедрою рукою. Святитель Савва, архиепископ Сербский, одну часть из неожиданно полученного им богатства послал в Царьград в обитель Эвергетиссы, другую раздал по монастырям святогорским, третью – по пустынным кельям отшельников и четвертую, наконец, внес в монастырь Хиландарь.

Блаженная Феофания-царица обогащала и обновляла монастыри, обустраивала келий для иноков и имениями наделяла обители.

Святой Авраамий выстроил в одном городе монастырь.

Святой Дорофей строил кельи для иноков. Примеры эти, несомненно, убедительны, а ввиду этого мы еще раз просим помогать инокам, и будьте уверенны, что жертвы ваши не пропадут. Да и как им пропасть, когда они даны тем, иже Христовы суть? Как им пропасть, когда тысячи молитв вознесутся за вас к Престолу Божию теми, которые всецело посвятили себя на служение Богу? Как им, наконец, пропасть, если «дающий семя сеющему... подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор. 9,10)?

Да, несомненно, что благодеяния, оказанные инокам, воспомянутся Господом на Суде Его; Он отнесет их к Самому Себе и благодеявшим скажет: Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (Мф. 25,34-35)». Аминь.

О любви ко врагам

Нет, кажется, труднее исполнения той заповеди, которую Господь дал нам, сказав: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Если кто нас оскорбит только словом, то и тогда мы часто не знаем меры гнева против оскорбившего нас. Если же кто оскорбит нас делом, тогда, и почти всегда, сердце наше начинает разрываться на части и один Бог знает, что тогда мы готовы сделать с нашим врагом.

Как же тут быть? Да быть очень просто. Нужно только брать примеры с тех людей, которые не питали к врагам своим ненависти, вражды и мщения, и тогда, несомненно, после этих примеров и наша душа по отношению к врагам нашим успокоится, волнение сердца нашего утихнет и обиды, нанесенные нам врагами, пройдут так же скоро, как скоро проходит солнечный зной после дождя. А где же эти примеры? Да вот они, смотрите на них и поучайтесь.

Раз на преподобного Серафима напали разбойники; один из них, подняв с земли топор, так сильно ударил преподобного в голову, что у него изо рта и ушей хлынула кровь. Старец упал на землю и пришел в беспамятство. Злодеи тащили его к сеням кельи по дороге, ярестно продолжая бить, кто обухом, кто деревом, кто своими руками и ногами... А как увидели, что он был уже точно мертвый, то веревками связали ему руки и ноги и, положив в сенях, сами бросились в келью, воображая найти в ней несметные богатства, и, конечно, ничего не нашли.

Старец проболел от побоев около пяти месяцев и потом выздоровел, а затем и злодеи, избившие его, были найдены. Как же к ним отнесся преподобный? Прежде всего он сам простил их, потом упрашивал настоятеля не делать им никакого взыскания и, наконец, их владельцу писал: "Если ты не простишь их, то я оставлю Саровскую обитель и удалюсь ни для кого неведомо в другие святые места".

Но, впрочем, и этого мало. После, говоря с настоятелем, преподобный соглашался лучше, чтобы его удалили из обители, нежели избившим его нанесли какое-либо наказание.

Когда били апостолов, они... «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5,41).

И архидиакон Стефан, побиваемый камнями, говорил: «Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7,60)».

И апостол Павел после того, как «от Иудеев пять раз дано ему было по сорока ударов без одного, и после того, как три раза били его палками и однажды камнями побивали» (см: 2 Кор. 11,2425), говорил: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3).

Так как же после таких примеров и нам при обидах и оскорблениях не успокоиться и не простить врагов наших! Видите, что святые терпели и что прощали, а мы-то неужели после этого не простим ничтожные наносимые нам обиды нашим врагам?

Нет, да не будет этого! Чтобы победить любовью врагов наших или успокоиться, будем и впредь прежде всего, прежде примеров всех святых обращать взор свой к Господу, нас ради обнищавшему, приемшему зрак раба, отягченному клеветами, проникнутому скорбью за грехи наши до глубины души, покрытому ранами, удрученному поруганиями, распятому, всеми оставленному и с Креста вопиющему: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).

А затем и примеры святых, умевших прощать обиды и любить врагов, приведем себе на память, и тогда уже несомненно, что и после обид и оскорблений волнение наше утихнет, душа успокоится и любовь ко врагам, как луч солнца, пробивающийся из-за облаков, коснется сердца нашего. Аминь.

Главы из книги
"Преподобный Серафим Саровский. Радость моя"