http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Свет веры…

Автор: 
Лариса Янина

Не во всех населенных пунктах нашего государства есть православные храмы, не везде есть даже молебные дома. Но если, даже в самой отдаленной глубинке есть православная община, то ее обязательно духовно окормляет священник. Он приезжает туда несколько раз в месяц, проводит Богослужения, крестит, венчает и исповедует и причащает – словом помогает людям найти дорогу к Богу.

Всю ночь валил снег и дул ветер, даже под утро, когда, казалось, метель должна была утихнуть, снег не прекращался. Зима снова прочно вступила в свои права и, несмотря на то, что это была последняя неделя, весной даже и не пахло. Отправляться в такую погоду в дальнюю дорогу не то чтобы нежелательно, но даже опасно. Именно в такое утро наметил свою поездку в дальний населенный пункт священник Юрий Дидичин. Ведь он знал, что там его ждут люди, которым очень нужно это духовное общение с пастырем, и его человеческое участие в их жизни. А значит, не имел он морального права отложить поездку из-за метели, испугаться непогоды.

В молебном доме поселка Лепсы батюшку очень ждали. В скромно убранной, чистой хатенке с утра затопили печь, прибрались. Лариса Орлова, активистка общины, заранее созвонилась с отцом Юрием, затем оповестила всех православных в округе, что из города приедет священник и будет служба. Много вопросов накопилось у прихожан к этому дню, о многом хотелось поговорить - как совместить их деревенскую жизнь с Законом Бога. Постоять, помолиться вместе с батюшкой на службе, а кому-то и вовсе сделать первый шаг навстречу Творцу - некоторые из прихожан готовились к Таинству крещения, было несколько семейных пар, которые прожив много лет в браке, почувствовали необходимость в освящении их семейного союза через Таинство венчания.

Перед началом Богослужения отец Юрий составил план предстоящего дня, и началась общая молитва. На проповеди было зачитано обращения Святейшего Патриарха Кирилла чадам Русской Православной Церкви. Затем поговорили о приближающемся Великом посте, его смысле и значении для человека. Пост, это не диета - сказал отец Юрий, - мы стараемся воздержаться не только от определенных видов продуктов, но прежде стремимся обуздать свои страсти.

Великий Пост — это радостный период нашей жизни, когда мы очищаем себя от множества грехов. В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми..
(Господи и Владыка жизни моей, дух праздности, разочарования, стремление начальствовать и пустословие не дай мне...)

Эту молитву мы сопровождаем земными поклонами, преклоняя также и свое сердце. Каждому из нас эта молитва знакома и близка. Она родилась в сердце преподобного Ефрема, сирийского подвижника IV века. Ею Церковь наставляет верующих в дни Великого поста. Эта молитва, напоминая о наших грехах, обращает нас к Богу — Источнику прощения и святости.

Молитва святого Ефрема Сирина начинается обращением к Богу: «Господи и Владыко живота моего...», ибо только в Боге наша жизнь и спасение, наше блаженство. Он — Господь и Владыка всего видимого и невидимого. Все — в Его руке. К Нему, как к Источнику всевозможной благости, необходимо нам обращать свои взгляды и мысли. Наши грехи и недостатки мешают доброй христианской жизни, стоят препятствиями на пути к Богу. Вот почему мы и просим у Господа освободить нас от всего, что препятствует делу покаяния и исправления. Это — дух праздности, разочарования, стремление к начальствованию и пустословию.

Праздность — великий грех. Она — первопричина других недостатков, которыми преисполнена, к сожалению, человеческая жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к лености, тоске и отчаянию. Когда человек бездеятелен, он легко поддается нечистым мыслям, плохим поступкам. Ленивый человек невнимателен, в его сердце легко проникает зло, высевается там и дает свои гибельные всходы. Праздности противопоставляется труд — дар Божий, посредством которого человек совершенствуется, нарабатывает духовную и телесную мощь. Без труда человек не может существовать, не может и спастись.

Как любой недостаток, праздность порождает другие недостатки, например, разочарование. В молитве мы просим Господа лишить нас разочарования, то есть безнадежности, которая убивает дух и тело. Разуверившийся человек уже не думает о своем спасении, он разочаровался в жизни. Разочарование легко может превратиться в ожесточение, отчаяние. Разочарование гасит в человеке искру надежды, оно может привести к самому страшному греху — самоубийству.

За разочарованием идет стремление к начальствованию, которое проявляется в страстном желании всегда и везде быть выше других. Это желание выделиться из среды, возвеличиться, показать себя, мол, я не такой, как другие. Это стремление к тому, чтобы мое мнение, пусть и ошибочное, взяло верх и главенствовало, стремление подчинить себе других. Оно выливается в страсть эгоизма, самолюбования, самовозвеличивания. Этот недостаток разрушает ум и сердце.

Пустословие. К этому греху мы склонны больше всего. Язык наш — враг наш. «Легче укротить дикого коня, чем свой язык», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Все мы пустословим, осуждаем, часто оговариваем. Даже в храме не останавливаем его: «Язык — огонь, прикраса неправды... оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны;... он исполнен смертоносного яда», — говорит апостол Иаков (Иак. 3, 6, 8). Пустословие — показатель поврежденного состояния человека.

Приложим все усилия, чтобы с Божией помощью преодолеть свои недостатки и грехи, достигая чистоты и совершенства, ибо именно к этому призван каждый человек – говорил отец Юрий.

Между батюшкой и прихожанами развернулась настоящая полемика, после которой все вместе пришли к выводу, что если духовная сторона соблюдается, то и физическая сторона будет в радость. В своей беседе с прихожанами священник привел примеры из Ветхого и Нового завета, которые настраивают на христианское поведение в быту, в повседневной жизни. Последняя неделя перед постом называется «Сырная неделя», в народе называют «Масленица». Мы не задабриваем бога Плодородия сожжением куклы, как язычники, а стараемся примириться друг с другом. Всю неделю мы улаживаем конфликты, а в последний день, в воскресенье, примирившись с Богом и людьми, вступаем в Великий пост.

По окончании молебна состоялось Таинство крещения. Новокрещенным батюшка обстоятельно объяснил, что значит, для христианина принять крещение.

- Мы как православные знаем, что Господь не только родился, но и воплотился, стал подобием нас, стал человеком. 7 января мы с вами празднуем Рождество Христово, и как говорит апостол Павел, произошла великая, благочестивая тайна - Бог явился во плоти, Бог стал человеком. Господь не только жил среди нас, Он основал Церковь - сообщество народа Божьего. И сегодняшний акт ваше доброй воли, по сути, является моментом, когда вы вступаете в это Богочеловеческое общество. Чтобы принять таинство крещения человеку необходимо знать и выполнять следующие условия – первое, которое церковь предъявляет человеку – это вера в Бога. Не просто признание, что Бог существует, но и доверие к Богу, нужно также стараться придерживаться и заповедей Божьих. Если таинство крещения принимает взрослый человек, то делает это он осознанно, а вот малышей берут под свою опеку крестные родители. Их задача состоит в том, чтобы укрепить в них веру в Бога и постараться положительно повлиять на дальнейшую жизнь.

Еще в этот день три пары православных христиан, за плечами которых уже не один год совместной жизни, пришли к решению, чтобы засвидетельствовать свой союз перед Богом в венчании.

- Вы уже состоявшиеся пары и не один год живете вместе. Дай Бог, чтобы те чувства, которые вы пронесли через все эти годы, не угасали, а только преумножались – «восходили от силы в силу». В ваших руках иконы, пусть они станут для Вас живым напоминанием о сегодняшнем дне, о том благословении Бога, которое снизошло на Вас в таинстве браковенчания. Старайтесь, уже как люди верующие обращаться к Богу во всех жизненных ситуациях: в трудную минуту прося о помощи, в радостную минуту благодаря Бога. Тех, кто так поступает, Господь не оставит.

Не легкий выдался день для отца Юрия в далеком приходе, но и он заканчивался, все намеченные дела тоже. И вот, когда перед отъездом домой, батюшку и его попутчиков пригласили попить чаю на дорожку, одна из прихожанок неожиданно вспомнила, что живет одинокий и больной старичок, дядя Миша, и очень уж он просил, чтобы, когда приедет священник из города, посетил его для Святого причастия.

За окном шел снег, еще через час будет смеркаться, метель к вечеру набирала обороты и предстояла долгая дорога домой. Превозмогая усталость, ни минуты не раздумывая отец Юрий принимает решение навестить дядю Мишу. Велика же была радость старика, когда в самый непогодливый и мрачный из дней нагрянули гости и привезли с собой разные гостинцы. До слез был растроган он, совсем уж болезнь подточила силы, не может он передвигаться самостоятельно, редко, кроме дочери, захаживают к нему гости, - вот только брат диван, да сестра кровать, единственные мои друзья, - посетовал дядя Миша. Отец Юрий утешил старика, пообещав, что в следующий приезд пришлет машину для него, чтобы он смог посетить службу и пообщаться с прихожанами.

Вот так заканчивалась наша поездка в далекий приход, мы катили по дороге сплошь занесенной снегом, метель свирепствовала так, что порой, не видно было дороги. Чувствовалось напряжение среди попутчиков, только священник, сидящий на переднем сиденье автомобиля, был спокоен и уверен. Он молился.

«По вере вашей да будет вам», - мне вдруг вспомнились эти слова, что были сказаны им во время проповеди. «Доверяйте больше Богу и спасетесь…», - вспомнила я и другие слова. И как-то само собой пришло спокойствие, ведь сегодня мы не просто для себя прожили день, а по мере своих сил и возможностей помогали людям, во славу Божью, а значит и Господь защитит нас.

Поэтическое переложение молитвы Св. Ефрема Сирина:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи…

А. С. Пушкин

Комментарии

 #

Замечательная статья, Лариса Николаевна! Божией помощи и успехов в дальнейших трудах!

 
 #

Во истину,сосуд Божий!!! Слава Господу! Спаси и сохрани вас дорогой наш батюшка!