/

Вы здесь

Как бороться с ленью и унынием?

Здравствуйте, Батюшка, хотелось спросить, наболело уже давно.

1)Как бороться с ленью? Есть время, задумки, идеи, но всегда всё откладывается на потом, из часа в час, изо дня в день и т.д. И ни как не могу определиться, чем я хочу заниматься по жизни, нет стержня, слабак, наверное, (нет духа).

2) Как не впасть в уныние? Мои друзья разъехались кто куда, у меня нет девушки, по вечерам сижу дома, хотя молодой еще, когда устроился на работу стало как-то поразнообразнее. Бог дал хорошую работу, не все пока получается, но справлюсь с Божьей помощью. К сожаленью, на работе нет близких мне по характеру и интересам людей. Скажите от себя, и, может быть, посоветуете, как мне бороться, а не наблюдать, как иду ко дну.

Понимаю, что надо что-то менять. У меня, возможно, нет силы духа, я не могу болтать  ни о чем или поддержать пустой треп, не могу и не хочу художественно матерится и вести скверные разговоры.

Но чувствую, что могу многое другое, есть знания, умею мыслить. Чувствую себя как в притче – слугой, которому Бог дал 5 талантов золота, а я их зарыл в землю и сел сверху. Спасибо.

Олег


Здравствуйте, Олег. Отвечая на заданные Вами вопросы, хотелось бы задать вопрос и Вам: а как часто Вы посещаете храм Божий, участвуете в Литургии, причащаетесь Святых Христовых Таин? Дело в том, что леность, уныние являются страстями, т. е. греховными привычками, живущими в нас. И в борьбе с этими привычками мы можем преуспеть лишь в одном случае: когда мы, стараясь изо всех сил бороться со страстью, осознавая свою немощь, предоставляем в молитве эту немощь Всевидящему и Всемогущему Богу, от Него Одного ожидая себе помощи. Очень укрепляет нас в борьбе с нашими страстями частое причащение Святых Тела и Крови Христовых. Но помимо этого Святая Церковь имеет богатейший опыт святых отцов, которые посредством аскезы и молитвы научились преодолевать в себе все греховное, подчиняя плоть духу. И сегодня мы тоже можем, опираясь на творения тех самых отцов, следуя их советам, переплывать это бурное житейское море страстей.

Например, Иоанн Лествичник советует находящимся в унынии прибегать к молитве с твердою надеждою сподобиться вечных благ, а также к псалмопению и рукоделию. Еще приведу Вам несколько изречений святителя Феофана Затворника об унынии:
«Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения не полагаться на себя. Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать и оставляет одного, как бы говоря: «Вот, попробуй, насколько у тебя есть сил». Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. Сознав это, будем терпеть…

Пишете, что тоска и скука томит. Беды ведь внешней – видимой – никакой нет?! Так это вражье дело. Враг не любит покойных сердец… и вот он ухитряется каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять. Молитесь к Господу и Божией Матери… и пройдет… Враг томит без толку, а вы, обратив сие в томление о грехах, перехитрите его, сделав его оружием доброго душевного чувства…

Вы чувствовали нападки тоски. Это вражья напасть… Она нападает, когда затмятся пути Божии в устроении наших обстоятельств жизни. Мрак этот где тоску наводит, где страхи, где нечаяния.

Молитва разгоняет этот мрак, и свет промышления Божия о нас дает нам видеть все тогда… Отсюда умирение духа и отрада сердца, даже при самом безотрадном положении».

От себя хотел бы посоветовать Вам исповедоваться, рассказав на исповеди о Ваших переживаниях, и причаститься Святых Христовых Таин. Прошу прощения за промедление с ответом.
Божией Вам помощи и духовной радости.

С уважением священник Александр Матлашов