/

Вы здесь

Почему православные покланяются иконам? Почему благословляют на военные действия? Действительно ли душа живет после смерти?

Здравствуйте. У меня есть несколько вопросов. Если вам не трудно, помогите разобраться, пожалуйста.

1й вопрос по поводу поклонения иконам, изображениям и кресту. В православной церкви считается, что это есть особая форма откровения Божественной реальности. Но в Библии Псалтырь 113:11-16; Исаия 42:8; 44:9-20, 1е Коринфянам 10:14; 1е Иоанна 5:21 говорится обратное. То, что я читаю - это "не правильная" Библия или что?

2й вопрос. Почему православная церковь благословляет тех, кто участвует в военных действиях (часто можно видит и слышать в СМИ, что священнослужители в горячих точках освящают казармы или место где размещаются военные, самих военных и их действия)? Ведь в Библии сказано: "...взявшие меч, мечом погибнут" (от Матфея 26:52). Следовательно, воинственное настроение, в принципе, не приветствуется священным писанием, а тем более войны.

3й вопрос о состоянии умерших. Я никогда не могла понять, как после смерти может отделяться душа и возноситься либо на небо (в рай), либо в ад (огненную геенну). Как я понимаю в Библии под "душой" понимается "человек", "личность"(Бытие 2:7, Иезекииль 18:4) и как следует из от Иоанна 11:11-14 умершие как бы засыпают крепким сном (Деяния 7:60)до часа воскресения (Иоанна 11:23-26) ни чего не слыша, не чувствуя и не ведая (Екклесиаст 9:5, Псалтырь 145:3,4).

Заранее спасибо за ответ.

Мельникова Г., г. Талдыкорган


Здравствуйте, Галина.

1. Ваш первый вопрос – о почитании священных изображений. Вы читаете «правильную» Библию, и ссылки, приведенные Вами, вместе со второй заповедью декалога запрещают создавать идолов и служить им. Но вот здесь вопрос в том, являются ли иконы идолами? Казалось бы, в подтверждение этому и апостол Иоанн в своем послании пишет: Бога никто никогда не видел (1 Иоан. 4: 12), а следовательно, как Его можно изображать? Но в Евангелии, написанном этим же апостолом, находим: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1: 18). То, что не было явлено, невозможно было и изобразить. Теперь же Господом Иисусом Христом нам явлен Бог (вспомните диалог Спасителя с апостолом Филиппом: Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин. 14: 8-9)). Следовательно, с пришествием в мир Христа Спасителя, воплотившегося и вочеловечившегося появилась возможность и изображать Его. К тому же, Бог, запретив делать различные изображения, повелевает Моисею сделать изображения херувимов над ковчегом завета и на стенах скинии.

Прямого указания на иконопочитание в Священном Писании Вы не найдете. Но в восьмом веке участники Седьмого Вселенского собора отстояли иконопочитание, отторгнув иконоборческую ересь. Для нас же, православных христиан, дорого не только Священное Писание, но и Священное Предание Церкви. А покланяемся мы не самим «дощечкам», как, увы, считают многие инославные, а Тому, кто изображен на них.

К тому же, думаю, Вам приходилось слышать о различных чудесах и исцелениях, происходящих у чудотворных икон. Разве это не свидетельство действия благодати Божией?

2. В Священном Писании описано множество войн, и некоторые из них даже приветствовались Богом и даже были заповеданы Им народу Израильскому (вспомните, что Господь произносит суд на Израиль, за то, что они не поразили все народы земли Палестинской). Но в целом, Вы верно считаете, что войны – это зло. Так считают и православные христиане. Вот выдержка их Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, которая, как мне кажется, вполне отвечает на поставленный Вами вопрос:

Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19).

Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», — гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь — это жизнь (Лев. 17. 11-14). «Кровь оскверняет землю», — говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35. 33).

Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Теперь своими словами: представьте себе, что случилось ужасное (не приведи Господь), на наш город напали безжалостные агрессоры, которые не щадят ни детей, ни женщин, ни стариков… Вы хотели бы, чтобы Вас, Вашу семью от них кто-нибудь защитил? Вот и благословляет Церковь своих чад на подвиг ратный – ценой своей жизни дарить жизнь другим.

3. Православное учение о бессмертии души человека также имеет своим основанием Священное Писание. В книге Екклесиаста о смерти человека говорится так: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (Еккл 12:7). И апостол Павел пишет: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. (2 Кор. 12:2-4). Значит, апостол Павел понимал, что душа и без тела может быть в раю и слышать.

Также в бессмертии человеческой души мы можем убедиться на примере Господа Иисуса Христа, Который был и совершенный Бог и совершенный человек. Когда Спаситель умирал на кресте, то, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои передаю дух Мой (Лк. 23: 46)

При этом, душа Спасителя не умерла, но отошла, как и все человеческие души, в место свое, в ад, хотя и не осталась там. Об этом нисхождении Христа предсказывал еще псалмопевец и пророк Давид; апостол Петр приводит это пророчество в своей проповеди: Давид говорит о Нем, ... - Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни. ...Он (т.е. Давид) прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. (Деяния 2:25, 27, 31). Значит, душа Спасителя, как и душа всех, умерших в Ветхом Завете людей, нисходила в ад, хотя и не осталась там.

К тому же апостол разъясняет, что Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице, духам, сошедши, проповедал (1 Петр. 3: 18,19). И в другом месте Писания о том же читаем: мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 4:6).

Итак, какое значение имеют для нас приведенные свидетельства св. Писания?

Во-первых, они убеждают, что души умерших не уничтожаются и не засыпают; во-вторых, мы узнаем, что души умерших пребывают в сознательном, разумном состоянии, потому что души людей, умерших до крестной смерти Христа, слушали и понимали проповедь и благовестие сошедшего к ним в ад Спасителя; в-третьих, утешаясь приведенными свидетельствами Писания, мы сохраняли надежду (Рим. 15: 4) на то, что не умрем душой, как не умер душой Своей Спаситель, и будем жить "по Богу духом", как и те, кому благовествовал в аде Господь: душа Спасителя не умирала, а мы - подобны человеческой природе Спасителя, по сказанному, что Он, будучи Богом, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Фил. 2:7)

С уважением, священник Александр Матлашов