Поученіе на Богоявленіе

18.01.2017

Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ,
Того послушайте (Матѳ. 3, 17; 17, 5)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Таковъ былъ гласъ предвѣчнаго Бога Отца къ человѣкамъ о предвѣчномъ Богѣ Сынѣ, когда Сынъ, по волѣ Отца, дѣйствіемъ Духа, вочеловѣчился отъ Дѣвы, и совершалъ спасеніе погибшаго человѣчества. Братія! окажемъ послушаніе Сыну Божію, какъ того желаетъ отъ насъ Богъ, да почіетъ на насъ Божественное благоволеніе.

Можетъ быть, кто нибудь скажетъ: и хотѣлось бы мнѣ послушать Сына Божія, но какъ достигнуть этого, когда уже протекло около двухъ тысячъ лѣтъ съ того времени, какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ пребывалъ на землѣ плотію, и проповѣдывалъ Свое всесвятое ученіе?

Достигнуть того, чтобъ быть намъ постоянно со Христомъ, непрестанно слышать сладчайшій гласъ Его, питаться животворнымъ ученіемъ Его — очень удобно: Господь Іисусъ Христосъ и доселѣ пребываетъ съ нами. Онъ пребываетъ съ нами во святомъ Евангеліи Своемъ, пребываетъ съ нами при посредствѣ святыхъ церковныхъ таинствъ, пребываетъ вездѣсущіемъ Своимъ и всемогуществомъ, пребываетъ всеобильно, какъ приличествуетъ пребывать неограниченному, всесовершенному Богу. Пребываніе Свое съ нами Господь явственно доказываетъ освобожденіемъ душъ отъ грѣховнаго плѣна, раздаяніемъ даровъ Святаго Духа, знаменіями и чудесами многими.

Желающіе приступить къ Господу и присовокупиться къ Нему всеблаженнымъ совокупленіемъ на вѣки, должны начать это святое дѣло съ тщательнѣйшаго изученія слова Божія, должны начать съ изученія Евангелія, въ которомъ сокровенъ Христосъ, изъ котораго говоритъ и дѣйствуетъ Христосъ. Слова Евангелія — Духъ суть, и животъ суть (Іоан. 6, 63). Они плотскаго человѣка претворяютъ въ духовнаго, и душу, умерщвленную грѣхомъ и житейскою суетностью, оживотворяютъ. Они — Духъ суть и животъ суть: охранись великое слово Духа объяснять твоимъ разумомъ, пресмыкающимся по землѣ; охранись слово, преисполненное страшной Божественной силы, объяснять такъ, какимъ оно легко можетъ представиться мертвой душѣ твоей, мертвому сердцу твоему, мертвому уму твоему. Слово, произнесенное Святымъ Духомъ, и объясняется только однимъ Святымъ Духомъ.

Желающіе приступить къ Господу, чтобъ услышать Его Божественное ученіе, Имъ оживотвориться и спастись, приступите, предстаньте Господу съ величайшимъ благоговѣніемъ и святѣйшимъ страхомъ, какъ предстоятъ предъ Нимъ Его свѣтлые ангелы, Его херувимы и серафимы. Вашимъ смиреніемъ содѣлайте землю, на которой вы стоите, небомъ. И возглаголетъ къ вамъ Господь изъ святаго Евангелія Своего, какъ къ возлюбленнымъ ученикамъ Своимъ! а святые Отцы, истолковавшіе святое Евангеліе по дару Святаго Духа, да будутъ для васъ руководителями къ точному и непогрѣшительному разумѣнію святаго Евангелія. Бѣдственно приступать къ Евангелію, къ живущему въ Евангеліи Господу Іисусу Христу, безъ должнаго благоговѣнія, съ дерзостію и самонадѣянностью. Господь пріемлетъ однихъ смиренныхъ, преисполненныхъ сознанія своей грѣховности и ничтожества, преисполненныхъ покаянія, а отъ гордыхъ отвращается. Отвращеніе лица Господня отъ дерзкаго искусителя — такъ называю неблагоговѣйнаго, легкомысленнаго и холоднаго слышателя, — поражаетъ искусителя вѣчною смертью. Возвѣстилъ богодохновенный старецъ Симеонъ о воплотившемся Богѣ-Словѣ. Се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Ізраили, и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34). Слово Божіе — камень, камень безмѣрной величины и тяжести, — и падый на камени семъ, сокрушится сокрушеніемъ неисцѣльнымъ (Матѳ. 21, 44).

Братія, будемъ благоговѣйными и дѣятельными слышателями Слова Божія! Окажемъ повиновеніе Отцу Небесному, Который сегодня возгласилъ къ намъ изъ святаго Евангелія о всесвятомъ Своемъ Словѣ: Сей есть Сынъ мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ, Того послушайте (Матѳ. 13, 7). Того послушаемъ! Того послушаемъ! и благоволеніе Отца Небеснаго почіетъ надъ нами во вѣки вѣковъ. Аминь. 

Автор: 

Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 6-8. 

Источник: 

«Русский портал»