http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Роль религии в современном обществе. Современные вызовы и угрозы в сфере религиозной деятельности. Роль Православной Церкви в обеспечении межконфессиональной и межнациональной стабильности

Сегодня в научной исторической среде существуют бесспорные доказательства того, что на Земле нет народа или племени, в котором совершенно не существовало бы никакого религиозного представления об этом мире и мире духовном. Различные по своей сложности религиозные системы присущи как слаборазвитым древним и некоторым современным племенам, так и весьма развитым народам и цивилизациям. При этом в исторической науке существуют самые разнообразные теории о происхождении религии. По основным концепциям этих теорий условно их можно разделить на атеистические (эволюционные) и богословские.

Так по атеистическим представлениям появление религии связано с невозможностью объяснить те или иные природные явления, страхом перед ними. Находили место в истории мнения и о том, что религия была придумана либо самим первобытным обществом, либо в период возникновения феодальной зависимости его верхушкой для более удобного управления. Также известна теория, по которой религия появилась в процессе обожествления древних предков, имена которых со временем обрастали мифами и легендами.

Но для верующего человека эти теории весьма сомнительны. Наиболее приемлемой теорией для Православного общества является теория, по которой религия возникла по причине того, что этот мир и сам человек созданы Богом. При этом по христианскому учению человек создан по образу и подобию Божьему, а потому ощущение Бога, желание общения и единения с Ним являются естественными проявлениями бессмертного человеческого духа и заложены в нас Самим Творцом. Кстати, частично это подтверждает и происхождение слова «религия». По общепринятому мнению оно происходит от латинского слова «religare», что значит «воссоединять». Таким образом, значение религии заключается именно в восстановлении истинного богообщения, утраченного в лице прародителей Адама и Евы всем человечеством.

Исходя из последней теории, мы можем объяснить по какой причине, несмотря на высокую образованность современного общества, большинство его представителей считают себя верующими людьми.

С одной стороны, фактором, объясняющим тот факт, что большинство людей сегодня – верующие, можно считать то, что современный человек в бурях экономических, политических, социальных и других кризисов испытывает страх и некую незащищенность, а потому начинает искать определенную стабильность в религиозных системах.

С другой стороны, большинство мировых религий дают человеку ответ на главный вопрос, который рано или поздно встает перед каждым из нас, хотя зачастую мы и пытаемся отложить его на другое время: что будет после… смерти? Религия вводит понятие вечности и вечной жизни.

Но, несмотря на эти естественные причины, самим верующим человеком его вера объясняется некой необходимостью, потребностью в выражении своей веры, исполнении религиозных обязанностей и предписаний, участии в религиозных культах, обрядах, молитвах.

По христианскому учению, человеческая природа трехчастна. Человек состоит из духа, души и тела. И если человек оставляет в небрежении любую из частей своего существа, то он теряет гармонию и становится в какой-то мере ущербным. Каждая из частей человеческой природы нуждается в своей заботе: тело нуждается в пище, одежде, сне; душа – в тех проявлениях, которые мы именуем культурой (живопись, музыка, литература). Нуждается в своей «пище» и дух. Этой пищей и становятся религиозные действия – чтение Слова Божьего, молитва, исполнение воли Божьей, совершение дел милосердия и т.д.

Таким образом, мы пришли к выводу, что религиозное чувство человека – это естественное и неотъемлемое проявление его бессмертного духа. Насколько же сильным бывают это чувство, мы можем видеть из истории и современности. Но к великому сожалению с грехопадением человек утратил чистоту этого чувства, и оно, будучи порой сильно искаженным, начинает носить не созидательный, а разрушительный характер. В этом и состоит вызов современности в области религии. Во все времена, а сегодня в особенности находились и находятся люди, которые без зазрения совести пользуются этой внутренней силой людей для достижения своих корыстных и меркантильных целей, будь то безграничная власть или материальная обеспеченность.

Конечно, за двадцать с лишним лет независимости и суверенности Казахстан стал своего рода эталоном стабильности и благополучия не только на территории постсоветского пространства, но и на мировой арене. Опыт построения межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей многонациональной Республике перенимается сегодня не только развивающимися странами. Современное политическое устройство Государства под руководством президента Нурсултана Назарбаева вызывает неподдельный интерес во многих странах европейского союза. Действительно, Казахстан являет миру образец доброжелательного и мирного сосуществования на территории единой Республики людей различного этнического происхождения и многочисленных религиозных мировоззрений.

Тем не менее, при всем существующем благополучии перед стабильно развивающимся Казахстаном, как и перед всем мировым сообществом, сегодня стоит действительная угроза терроризма и экстремизма, имеющих в своей идеологической основе фундаментальные религиозные взгляды. И эту угрозу нельзя недооценивать…

От негативного воздействия на общество организаций, придерживающихся подобных взглядов, а также тоталитарных сект, под ударом всегда оказываются простые граждане, которые страдают либо от рук террористов, либо от махинаций и манипуляций руководителей религиозной организации, в которой они, чаще всего не осознавая до конца происходящего, состоят. Страдает также и семья, а это, как известно, ячейка, из которой стоится общество. А ведь от того, насколько прочны ячейки-кирпичики, и зависит, насколько прочным будет государство.

Кроме того, вызывает озабоченность и тот факт, что тактика большинства экстремистских религиозных, псевдорелигиозных, тоталитарных организаций заключается в вовлечении в первую очередь именно молодых людей, как наиболее перспективных элементов общества.

Что же может стать препятствием в деятельности этих организаций?

Во-первых, активная гражданская позиция граждан – не проходить мимо явных правонарушений, но сообщать о них в органы безопасности. Как показывает практика, наиболее эффективными средствами борьбы с религиозным экстремизмом и профилактики попадания граждан в тоталитарные деструктивные секты, являются кардинальные меры, такие как закрытие и упразднение организации, депортация заграничных миссионеров и т.п.

Но следует учитывать то, что мы живем в светском демократическом государстве, где конституционно человеку гарантируются права и свободы, в том числе и свобода совести. А, следовательно, порой даже имея определенные сведения о деструктивном влиянии религиозной организации на общество, правоохранительные органы не имеют возможности законным образом прекратить ее деятельность, т.к. для этого нет юридических оснований. Кроме того, подобные действия правительства Республики могут вызвать определенный резонанс и в мировом сообществе, т.к. «штаб-квартиры» многих сект находятся далеко за рубежом, а их руководители имеют доступ ко многим источникам массовой информации.

В таком случае единственным законным средством борьбы с религиозным экстремизмом, а также с тоталитарными деструктивными сектами остается информационное воздействие на общество.  

Именно ради информированности молодых людей в вопросах веры Управлением по делам религий совместно с представителями духовенства Мечети и Православной Церкви проводятся встречи подобного формата. Для многих из присутствующих это замечательная возможность задать вопрос на волнующую тему компетентному представителю традиционной религии.

Кроме того, молодым людям, желающим выразить сильное и прекрасное само по себе неотъемлемое от человеческой природы религиозное чувство, следует делать это с учетом проверенных временем религиозных традиций, обращаясь за наставлением к имаму Мечети, если вопросы касаются Ислама, или к священнику Православной Церкви, если молодой человек желает быть христианином.

В свою очередь, Глава Республики Нурсултан Назарбаев об этих традиционных для Казахстана религиях говорит очень мудрые и очень правильные слова: есть два столпа духовности на Казахстанской земле: первый, выбор большинства,  традиционный ислам, и второй столп – это православное христианство. Также весьма поэтично Лидер Нации сравнивает духовную жизнь народа Казахстана с птицей, у которой два крыла: одно крыло – это традиционный ислам, а другое крыло – православное христианство.

Столь высокая оценка значимости этих религиозных организаций, которую дает Президент, небезосновательна. В частности, Русская Православная Церковь на протяжении всего своего исторического существования являлась проповедником любви и уважения ко всем людям вне зависимости от их расовой или конфессиональной принадлежности, что в свою очередь не может не сказываться благотворно на духовном настроении и гармоничном развитии нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Клирик Иоанно-Богословского собора города Талдыкорган
священник Александр Матлашов