/

Вы здесь

Можно ли читать молитву задержания? Зачем в молитвослове столько молитв на разную потребу?

Здравствуйте, батюшка!

Можно ли читать молитву "задержание" и для чего она нужна? Зачем в молитвослове столько молитв "на потребу": от " зубной, головной боли и т.д.", не превращаемся ли мы в язычников? ведь главное спасение души, а не тела.
Спасибо.

Гавриленко Наталья Александровна, г. Семей


Здравствуйте, Наталья Александровна.

На вопрос о молитве задержания хорошо  ответил священник Михаил Самохин:

«Молитва задержания появилась в православных молитвословах недавно.

Датируется она 1848 годом. Опытные духовники не советуют прибегать к этой молитве, тем более без благословения священника, поскольку содержащиеся в ней обороты и пожелания по духу ближе к жестокости Ветхого Завета, чем к духу христианской молитвы. Смущает и то, что эту молитву обязательно нужно читать тайно. Всякая молитва христианина не должна быть показной, но и особо напускаемая таинственность здесь выглядит странно. Тем более странно основание для такой таинственности: «вся сила данной молитвы в тайнодействии ея». Такой аргумент ближе к языческому, магическому пониманию молитвы. В общем, советую Вам воздержаться от чтения данной молитвы, по крайней мере, до личной беседы с опытным духовником. В Православии достаточно других душеспасительных молитв».

Что же касается молитв «на потребу», то здесь необходимо правильное отношение к самой молитве. Дело в том, что в последнее время и в самом деле наблюдается тенденция магического отношения к молитвам из молитвословов, и это явление, конечно же, крайне отрицательно.

Но сами по себе молитвы, помещенные в православном молитвослове, конечно же, языческими заклинаниями не являются. Эти молитвы чаще всего были составлены святыми людьми, которые своей жизнью и своими молитвами благоугодили Богу. Вот как об этом пишет свт. Феофан Затворник:«Молитв готовых у

нас много. Они не сочинены, а изливались из сердца святых под действием какого-либо созерцания или события и случая в жизни. Читающий их со вниманием входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем оживляет и созидает в себе молитвенный дух…»

О молитве же святым сей богомудрый святитель пишет:

«Вас смущает, как вы пишете, моление к святым и вы боитесь, как бы не подвергнутся осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеют ничего идолопоклоннического. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами: но мы чтим их как слуг Божиих и ходатаев о нас перед Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом и не считаете их первою причиной просимых благ, а только орудием подаяния их».

Говоря же о том, уместно или нет просить Бога об избавлении от тех или иных душевных и телесных обстояний, можно сказать следующее: конечно же, уместно.

Об этом в Святом Евангелии неоднократно говорит Господь Иисус Христос.

Конечно же, прежде нужно искать Царствия Божия, по заповеди Христа, а все остальное приложится (См. Мф. 6, 32). Но Он же заповедует: «просите, и дано будет вам…» (См. Мф. 7, 7).

Итак, молиться о своих нуждах молитвами из молитвослова можно и нужно, хотя, по словам свт. Феофана, можно, и порой даже необходимо, обращаться к Богу своими словами.

С уважением, священник Александр Матлашов