http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

От старшего к младшему

Автор: 
Кальметова Вера

В природе все разделено на уровни и ступени. У низшего нет иной связи, кроме как с непосредственно высшим, а через него – с еще более высшим, и так далее по цепочке. Я не могу быть в связи с кем-то, кто выше меня на две ступени, а только с ближайшей ступенью, которая немного выше меня. Молодежь очень любят заботиться о маленьких, учить их, и делают это как бы с высоты своего взросления. Они любят повозиться с маленькими, чему-то научить их. Старшие видят, что это непросто. Происходит не обучение в чистом виде, а некая практика взаимоотношений.

Это можно и нужно применять в рамках воскресной школы.

На любой ступени православного образования и воспитания мы можем и должны использовать потенциал нашей молодежи. Когда мы зададим направление, то сами дети смогут научить друг друга всему. Молодежь должна стать частью педагогического коллектива. Конечно, к ним должен быть прикреплен педагог, но если речь идет о воспитании, о подаче примера, о заботе, а не об учебных предметах, то здесь помощь молодого поколения неоценима. Теоретики психологии, в частности Альфред Адлер, говорят о том, что старший ребенок всегда может чему-то научить младшего, а не только ссориться с ним. Получается, что роли, которыми мы наделяем детей, позволяют им проявить уважение, ценить друг друга, возможно, даже советоваться друг с другом. Ведь интеракция в процессе обучения порождает особенную связь.

Данную практику в течение года используют в воскресной школе Иоанно-Богословского собора в Талдыкоргане. Так главный воспитатель в детской комнате сегодня скаут 3-го разряда Ксюша Кузнецова. Ей 19 лет. Когда ей было 13, она пришла в воскресную школу. Теперь Ксюша педагог. Воспитывает новое поколение христиан. Ей очень нравится работать с детьми. Ты не просто учишь их чему-то, ты сам учишься у них. И свою дочь Ксюша обязательно приведет в воскресную школу. Дети растут и уходят из храма… не все. И так хочется, чтобы они, как и Ксюша, остались и стали помогать воскресной школе, храму, прихожанам. И такие ребята есть, подрастает молодежь. У Ксюши есть помощницы из старшей группы. Девчонки с удовольствием возятся с детьми.

Парни из отряда православных следопытов занимаются с детьми спортивными занятиями, учат навыкам туризма. Молодежь проводит для младших групп утренники и мероприятия. И эти молодые люди научат их только хорошему, в этом можно не сомневаться, ведь они выросли в стенах воскресной школы. А им самим это поможет развить способность думать о другом человеке. Пройдя путь воспитания, молодежь уже не будет знать проблем. Они будут понимать все аспекты отношений, правильно относиться к жизни. И потом смогут правильно построить общественные связи между собой.

Задача в том, что в школе они должны на своем опыте изучить все аспекты взрослой жизни, не исключая, семейных отношений. Нужно обучать молодежь всему. Они должны вникать в объяснения, судить, что верно, а что нет. Необходимо познакомить подростков с окружающим миром так, чтобы они подготовились к жизни в тех условиях, которые предоставляет им общество. Мы должны прививать им правильные реакции и примеры поведения на будущее. Воспитание младших детей старшими – это механизм, в котором масса перспектив. И поле деятельности, где молодой человек может проявить свои таланты в полной мере. Почувствовать ответственность и помочь ближнему. К тому же тогда преемственность становится не просто словом, она существует на практике и порождает настоящее братство.