http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Не отлучайте себя от Церкви!

Сегодня хотелось бы сказать об одной особенности нашей церковной жизни, которая, на первый взгляд, носит характер исключительно частный, а иногда даже бытовой, но при ближайшем рассмотрении оказывается важным показателем нашего восприятия Церкви и себя в ней.

Подходит человек на исповедь, называет свои грехи, кается. Священник читает разрешительную молитву. Многие из прихожан после этого говорят: «Благословите причаститься». Кто-то с утвердительной интонацией, кто-то – с вопросительной. А кто-то не говорит ничего. Тогда спрашиваешь сам: «Будете причащаться?» Иногда в ответ слышишь радостное: «Да, конечно!» А иногда…

А иногда – нечто из этого списка: «Нет, батюшка, я не готовился»; «Вы знаете, хотела причаститься, но не успела всё вычитать»; «Да я вчера на службе-то не была, с внуками дома сидела»; «А я ведь в прошлое воскресенье причащалась, что – опять разве можно?». И так далее, и тому подобное.

Как будто бы, всё правильно. Люди с благоговением относятся к великой святыне, считают необходимым должным образом подготовиться: помолиться, попоститься, прийти на службу накануне вечером. Всё это, с одной стороны, разумно и логично, а с другой – показывает, каково наше понимание литургии и евхаристии.

Если во главу угла ставится индивидуальная подготовка к причастию, если мы больше всего озабочены тем, чтобы быть «достойными» приобщиться, если каждый из прихожан составляет себе свой собственный график причащения – то это значит, что Тело Христово для нас – лишь средство личного освящения. Такое же средство, как, например, святая вода. Но это в корне неверно!

Если бы это было так, то мы бы могли круглый год служить литургию преждеосвященных Даров – освятили бы их, скажем, в Великий Четверг, и весь следующий год причащались бы запасными дарами. Но в Церкви никогда такого не было.

Литургия – это, как пишут во всех учебниках, «общее дело». Евхаристия – это наше благодарение Богу за спасение, совершенное Сыном Божиим. Тело Христово – одно из наименований Церкви. И поэтому причащаемся мы не только и столько для того, чтобы в индивидуальном порядке получить благодать, а для того, чтобы вновь и вновь возблагодарить Небесного Отца, чтобы явить единство Церкви, чтобы подтвердить свое членство в этом богочеловеческом Организме, чтобы исполнить заповедь Христову («если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» – Ин 6:53) и – да, конечно! – чтобы обожиться, стать богами по благодати.

Формулируя каноны, т. е. правила жизни в Церкви, отцы прошедших веков всегда имели в виду своего рода тождество евхаристии и Церкви. Если человека отлучали от Церкви, он не мог более причащаться. Если на христианина налагалась епитимья, заключавшаяся в запрете на причастие в течение какого-то времени, то, по сути дела, его членство в Церкви приостанавливалось.

До сих пор существует (и действует!) правило, согласно которому священник, совершающий литургию, должен, обязан причаститься – вне зависимости от того, что он думает о своем достоинстве или недостоинстве. В первые века бытия Церкви то же самое подразумевалось и относительно мирян.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем отлучать себя от Церкви! Определим (самостоятельно или с духовником), какова должна быть наша посильная подготовка в причастию – и будем причащаться всякий раз, как мы бываем на литургии. А если у кого-то есть сомнения, можно ли и нужно ли ему причащаться в тот или иной день – не торопитесь пить с утра кофе и есть бутерброды с колбасой: приходите в храм, посоветуйтесь со священником – и, Бог даст, приступите со всем верными к евхаристической Чаше.

Священник Феодор Людоговский

Комментарии

 #

Я ни разу не причащался.Посоветуйте,с чего начать и как правильно это сделать?

 
 #

Доброго времени суток, Константин. К Таинству Причащения Вам следует подготовиться следующим образом: во-первых, постарайтесь подготовиться к исповеди - пересмотреть свою жизнь со дня крещения (или с семилетнего возраста, если Вы были крещены в младенчестве), понять, осознать, что в ней было негативного и греховного, чтобы исповедовать потом это Господу Иисусу Христу в присутствии священника; во-вторых, накануне причащения постарайтесь помолиться - если у Вас есть православный молитвослов, то найдите в нем Последование ко Святому Причащению и внимательно прочтите одну-две молитвы (они расположены в конце последования), если же молитвослова нет, то помолитесь теми молитвами, которые Вам известны, помолитесь своими словами, чтобы Господь сподобил причаститься Его Пречистых Тела и Крови не во осуждение, а во спасение.
В самый день причащения с полуночи и до причащения принято не есть и не пить, а также, если человек курит, отказаться и от курения.
Богослужение, за которым происходит причащение верующих - Божественная Литургия - совершается в православных храмах нашего города каждое воскресенье, а также и в некоторые будние дни, если на них выпадает какой-нибудь праздник или память особо чтимого святого.
Божией помощи Вам в первых шагах ко Христу и Его Святой Церкви.