9 октября 2012 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Каскеленский Геннадий, Управляющий делами Синода Православной Церкви Казахстана совершил Божественную Литургию в Иоанно-Богословском соборе города Талдыкорган.
По окончании Литургии владыка Геннадий обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поздравил всех с престольным праздником.
Апостол Иоанн Богослов называется апостолом любви. Каждый ученик Христов проповедовал и проповедует любовь Божию, но никому не принадлежит столько вдохновенных и ярких слов и Божественной любви, как апостолу Иоанну.
Большое счастье, что по промыслу Божию, в Алматинской епархии есть храм в честь апостола Иоанна Богослова. Каждый человек, посещающий этот храм, помнит о том, в честь кого этот храм назван, кто здесь присутствует невидимо своим духом и поучается у него. Учимся мы, прежде всего той добродетели, которую Иоанн Богослов неустанно проповедовал в течение всей своей долгой жизни. Учимся, как приобрести Божественную любовь, приобщиться к этой любви в своем сердце, в своей душе. Апостол Иоанн прожил долгую жизнь, есть неопровержимые научные свидетельства о последних годах его жизни в Малой Азии, биографы пишут о том, что уже совсем старым апостол Иоанн практически не говорил, но лишь повторял: - дети мои любите друг друга. Мы знаем, что в земной жизни Спасителя Иоанн является самым молодым из учеников, ему не было и 20 лет, а он уже поднял на себя апостольские труды наравне с умудренными жизненным опытом мужами, такими как апостол Петр, апостол Андрей Первозванный и т.д. Он совершал этот бесконечный подвиг в чуждом, враждебном языческом мире, юный целомудренный ученик Христов понес достоинством так, как и другие ученики Христовы. Не раз в какие-то ответственные моменты Спаситель приближал его, брал с собой. Мы помним, что Иоанн был свидетелем преображения Господа на горе Фавор; Иоанн Богослов один из 12 удостоился быть свидетелем распятия нашего Господа и Спасителя. При кресте Иисуса стояли Матерь его, и апостол Иоанн.
Так в одной из молитв мы говорим: - ближайший друг Христов!
Разве можно у Господа нашего у Бога быть любимым учеником? Ведь каждый, кто начинает изучать Богословие, начинает изучать духовную жизнь, получая первое представление о Боге, прекрасно знает, что у Бога нет, и не может быть никаких пристрастий. Он всех любит одинаково, как солнце, которое изливает свой свет на праведных и не праведных, на благочестивых людей и людей грешных. Господь всех любит одинаково. Разве могут у Бога быть любимые и не любимые ученики? Такой вопрос задает пытливый человеческий ум, когда знакомятся с этими словами Евангелия о взаимоотношениях Христа с учениками своими.
Что же означает, что Иоанн был любимым учеником у Бога? Это не значит, что Бог менялся в своем отношении к разным людям, это не значит, что Господь переставал на какое-то время всех любить одинаково, но эти слова Евангелия означают лишь то, что из всех учеников Христа апостол Иоанн имел большую любовь к своему учителю, к своему Спасителю.
Не Спаситель предпочитал и выделял, как люди по пристрастию своему предпочитают и выделяют кого-либо, а Иоанн Богослов обнаружил такую любовь, такое смирение к своему учителю, какие не обнаружили ни один другой ученик из этой первой христианской общины. И это очень важная истина, которую мы должны помнить в нашей жизни духовной. Эта истина означает, что Господь Бог, который всех любит одинаково готов прийти на помощь каждому человеку в меру его человеческого смирения к Богу. Если мы делаем навстречу Богу десять шагов, то и Господь делает десять, а может быть и сто шагов навстречу нам. Он отвечает нам в меру нашей обращенности к нему, Он приходит к нам в меру нашего смирения к нему. Чем в большей степени человек ищет подвига, ищет жизни духовной, тем в большей степени Господь принимает это его стремление и отвечает ему особыми благодарственными дарами, посылает ему свою радость, посылает ощущение близости своей - страждущему и ищущему Бога человеческому сердцу. Вот такой был апостол Иоанн Богослов.
Эти примеры, которые мы можем привести, научают нас любить Бога стремиться к подвигу. Легко испытать первый порыв ко Христу, но тяжело удержаться в непрестанном делании этого подвига в течение всей жизни.
В 90-е годы в России открывается множество монастырей. Кто наполнял эти обители? Эти обители часто наполнялись молодыми людьми, людьми, которые приходили послушниками иногда со школьной скамьи, а большей частью закончив какое-то среднее или высшее учебное заведение. Принимали там иночество, монашество, но, к сожалению, что греха таить немало случаев, когда такие люди, испытав подобный Иоанну Богослову первый чистый юношеский порыв, не могли удержаться на высоте своего подвига и оставляли обитель, уходили, возвращались в мир. И очень часто терпели самые настоящие катастрофы в своей духовной жизни, и в жизни вообще. А вот апостол Иоанн учит нас непрестанному подвигу с юных лет и до самой смерти, и учит нас важной истине, что подвиг этот можно совершить только будучи движимым, силой Божественной любви. Та любовь, которую проповедует апостол Иоанн, не имеет ничего общего с естественными переживаниями людьми, и чувствами человечества. Та любовь, которую проповедует апостол Иоанн – это Божественный дар, который дается по воле Божьей в ответ на человеческое ревнование об этом даре. Это любовь Божественная, эта любовь, которая дается нам в таинствах церковных благодаря подвигу нашему. Благодаря постам и молитвам. И только вот эта сверхъестественная Божественная любовь может удержать человека на высоте его жизни духовной, на высоте его подвига.
Невозможно только человеческими силами пройти путь Христианской жизни с первой и до последней минуты, достигнуть спасения. Это дело Божие спасать человека, не мы спасаемся, а Бог наш спасает нас. И спасает силой своей сверхъестественной любви, как даром, о котором проповедует апостол Иоанн Богослов. И вот еще и еще раз, перечитывая эти вдохновенные гимны Божественной любви, которые изложены в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова, которые изложены в Евангелие – будем поучаться этому великому духовному труду стяжания Божественной благодати, Божественной любви. Будем поучаться ревности и постоянному стремлению к Богу, будем поучаться в этой жизни напряжению сил душевных и физических, какую призван проводить христианин, если он желает обрести спасение и самое тесное единение со своим творцом Господом нашим Иисусом Христом.
Любите друг друга– это заповедь святого апостола Иоанна Богослова пусть для всех нас будет главной заповедью нашей жизни.
Комментарии
Актуально. Сердечно. Доступно. Низкий поклон Вам, Владыка. 09. 10. 2016
Спаси Господи владыка Геннадий!