http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Есть ли в современной России старцы, и кто такой старец?

Глава Синодального отдела протоиерей Димитрий Смирнов в интервью телеканалу «Доверие» ответил на вопросы о том, есть ли в современной России старцы, и кто такой старец. Видеозапись интервью была выложена на мультимедийном блоге отца Димитрия. Ниже мы приводим распечатку его ответа на заданный вопрос:

«На счет, есть ли в России старцы – я надеюсь, что есть. Но для меня духовным авторитетом был отец Иоанн Крестьянкин. Чем характеризуется старец?

Во-первых, послушанием священноначалию. Если какой-то старый священник или монах с большой бородой находится в неподчинении священноначалию, то это старец уже ложный.

Во-вторых, он должен иметь достаточный уровень богословского образования. Он должен обязательно разбираться в церковной догматике, в канонах, не путаться в этих вопросах, потому что это всегда очень важно и востребовано для народа.

В-третьих, он должен, помимо образования, иметь духовный опыт. Потому что сейчас большая востребованность в священниках, мы в Церкви имеем только десятую часть того, что требуется для нашей страны, а может даже и меньше, потому что всех порасстреляли за время советской власти. Церковь сузилась в своих масштабах, и поэтому бывает так, что на вид священник старый, лет шестидесяти, а посвящен в сан лет семь-восемь назад. И конечно, не имея ещё такого духовного опыта, он не может быть старцем. Хотя жажда старцев у народа огромная. И очень много неопытных священников, и даже не очень добронамеренных, начинают «кронштадтить» (есть такое выражение, оно возникло еще в начале ХХ века), т.е. начинают изображать из себя тех, кем они не являются. И тем наносят вред себе в первую очередь, а во-вторых, и тем людям, которые у них спрашивают совета, потому что советы могут быть самые страшные. Например, не имея медицинского образования, не имея на руках анализы, рентгена, томографии, ОМРТ, кардиограмм, начинают отменять лекарства. Это, говорит, тебе не надо, тебя залечат… И, так сказать, вопреки постановлению Священного Синода, ухудшают здоровье людей, поступают не хуже, чем знахари. Когда кто-нибудь из таких «старцев» начинает проявлять активность, значит нужно проявлять большую осторожность. Потому что востребованность большая – вот некоторые неразумные и недобронамеренные, бывает, начинают этим пользоваться.

Вообще, старец это есть пророк Бога Вышнего, который открывает людям Божию волю. Но известно, что в последние времена (а кто не знает, что мы живем в последние времена?!) все старцы отнимутся, потому что люди не могут выполнять их советы, поэтому они будут не нужны. Люди, которые в основном приезжают к таким опытным священникам, они обычно желают своей воли, то есть они хотят получить санкцию на то, что они уже сами для себя решили. Сомнения какие-то есть, вот он должен утвердиться, и он будет ездить до тех пор, пока от кого-нибудь не получит «да, вот так и делай!». А иногда, если старец настоящий, он говорит часто и против того, что человек желает.

И потом, бывают вопросы, на которые может ответить любой семинарист, даже не первого курса, а абитуриент. А люди ищут обязательно старцев, а вопрос не стоит не только выеденного яйца, но и той плёночки, которая между белком и скорлупой бывает, когда его сваришь. Это конечно неразумно. Да, бывают сложные истории, а бывают истории, на которых нет ответа, потому что человек спрашивает «что мне теперь делать?», а он так запутал свою жизнь, что хорошего выхода нет, любой выход плохой. И если это, конечно, рассудительный священник, из всех 12 ужасных вариантов выхода он может выбрать наименьший, потому что он смотрит со стороны.

Ну и конечно, старец наизусть знает Священное Писание. Если он не знает Священное Писание и говорит, как говорил Патриарх Алексий, «от ветра головы своея», то тогда конечно… (разводит руками). Сам преподобный Серафим говорил: «когда я от себя говорю, всегда бывают ошибки». Это преподобный Серафим! Это не старец, это один из самых прекрасных наших святых. Сергий Радонежский, преподобный Серафим – это двоица, выше их никого нет. И вот он так говорил про свои собственные ошибки. А часто, ещё молодые, неопытные, ещё плохо знающие Писание, начинают «кронштадить» и от этого бывает вред в первую очередь им самим, во вторую пастве, в третью – Церкви».