Секреты, которые таят старые православные храмы Гавриловки

26.10.2017

Началась моя история случайно…

Прихожанин Иоанно-Богословского собора города Талдыкорган Любаев Виктор Степанович, в разговоре обмолвился, что, дескать, на старом кладбище была когда-то могилка священника.

Мы договорились, встретиться, для того, чтобы проехать на кладбище и найти это место.  

По дороге Виктор Степанович рассказывал, - «Все надгробия на могилках были каменные, ни одного деревянного крестика. Мы жили тогда рядом с кладбищем, даже улица наша называлась Старокладбищенская, ныне это улица Чкалова, часто там играли, бегали среди каменных надгробий, прятались, играли в стрелялки. И был среди этих камней самый высокий, около метра в ширину и метра три с половиной в высоту и наверху был кованный железный крест. Мне рассказывала бабушка, что там похоронен священник, но имени его она не знала». 

Факт это меня заинтересовал, и я решила поспрашивать у старожилов нашего города.

К моему удивлению могилку эту вспомнили наши бабушки прихожанки, даже мой отец. Все они стопроцентно утверждали, что это была могилка какого-то священника, а вот
кто он, как звать, когда служил, в каком храме – никто ничего не знал.

Свет на эту таинственную историю пролил историк-краевед, преподаватель, писатель Андрей Андреевич Березин.

 

В беседе с историком и краеведом нашего города я спросила об этой могилке священника, но Андрей Андреевич опроверг все догадки и рассказал следующее:

- «Нет, это не была могилка священника. Со мной в одном классе училась Женя Бочевская, так вот это была могилка ее дедушки. Это были очень зажиточные люди, переселенцы из Китая, они приехали в Гавриловку в первую волну, примерно 30-35 годы. Да, действительно это был высокий гранитный памятник, с кованым крестом. Он стоял очень долго, поэтому и запомнился, а потом эту каменную плиту кто-то украл».

Но изучение истории православия в нашем крае на этом не закончилось, читая труды Березина, я наткнулась на следующую цитату:

«По статистическим данным, сохранившимся в архивах, в 1917 году в селе Гавриловское проживало немногим более 3 тысяч человек. В центре села на возвышении размещались две православные церкви, при них,— церковно-приходская З-классная школа, в которой обучалось 45—50 детей»

И еще, в другой статье:

- «В 1893 году была выстроена православная церковь. В советский период там располагался радиокомитет, узел связи, а ныне – торговые дома на рыночной площади.

В 1911 году был возведен еще один церковный храм - прямо на рыночной площади. Это была красивая семиглавая церковь, которую в 1929 году начали перестраивать: вначале разобрали её красивый верх, здание использовали - как краеведческий музей, Дом культуры, а в 1968 году она, выстроенная из бревен тяньшанской ели – сгорела».

И вот я уже снова мчалась к Андрею Андреевичу, чтобы услышать его повествование о старых православных храмах.

- «Занимаясь историей города, - начал краевед, - мне крепко повезло, работая в газете «Русский вестник», редактор Ягур Николай Леонидович, дал мне один адрес и сказал, что человек стоящий, к ней обратись.

Это была женщина, ее фамилия Деева она дочь, члена Гавриловского Сов.Депа, Едалова. Во всех документах он подписывался Едалов.

Ее звали Римма Андреевна Деева, она рассказала, что ее дед - член первого совета Едалов Зиновий Николаевич, и показала старые альбомы с фотографиями. Среди них была одна фотография: наша церковь, которая сгорела, с северной стороны, ели, на фоне этой церкви, вооруженные люди, гавриловский красногвардейский отряд, готовится на наступление Анненкова 1918 год».

(К моему великому сожалению это фото утеряно, Андрей Андреевич не смог ее найти).

Историк рассказывал, - «Базарная площадь в конце XIX начале XX веков была там, где сегодня в городском парке расположены аттракционы. Там в 1911 году была построена церковь из тянь-шанской ели. Рубили деревья, везли на подводах и специально обрабатывали. А соединялись они между собой железными скобами.

Моя бабушка Марфа Григорьевна Кулик рассказывала, что после революции церковь отобрали, и там стал Дом культуры.

Здание церкви было высокое, крыльцо было из гранитных блоков. Когда стал Дом культуры, убрали маковки куполов, крышу сделали плоскую.

В 1966 – 67 годах, там постоянно проводили смотры художественной самодеятельности среди школьников города.

Осенью 1968 года случился пожар, церковь горела так, что видно было в Карабулаке. Пожарные расчеты Талды-Кургана, Карабулака и Текели несколько часов кряду боролись с огнем. Но тщетно...

То, что осталось, горкомхоз выписывал трудящимся на топливо. Такова печальная участь одного из исторических зданий города. Но, увы, не последняя...»

Там, где стоит шанырак, на этом самом месте стоял храм.

Андрей Андреевич, мне рассказывали, что якобы в лихие послереволюционные годы был застрелен священник, а вы что-нибудь знаете об этом?

«По сведению Иванова Виктора Михайловича, бывшего первого секретаря горкома комсомола города Талдыкорган, работника обкома партии, работника акимата, известно, что в 20-е годы было совершено покушение на священника.

Вечером, когда вся семья священника собралась за трапезой, через окно шарахнули с обреза, и убили батюшку. Скорее всего, это сделали комсомольцы–активисты. По воспоминаниям родителей Иванова В.М. священника похоронили прямо возле храма. Я много времени посвятил, тому, чтобы найти эту могилку, но тщетно. 

Знаю только, что примерно это место, где сейчас растут деревья и строится детская площадка».

Андрей Андреевич, а ведь был еще и второй храм в нашем городе, и он простоял дольше, был разрушен всего несколько десятков лет назад.

«Вторая церковь была на базаре, она была из обожженного кирпича, ложилась на специальный известковый цемент. В советское время в здании церкви был зерновой склад, а затем там стал городской радиоузел. 

Помню как сейчас, прибежал за хлебом, там, рядом был хлебный магазин, стоит очередь и вдруг, - «говорит Талдыкорган!». Огромный репродуктор, на столбе, посреди базара.

А моя бабушка рассказывала, что они с него услышали про войну. Это был один, единственный радиоузел на весь город.

Будучи председателем горсовета Водянов Анатолий Николаевич, собрал депутатов и поставил вопрос, что будем делать с истинно историческим зданием, пока думали и предлагали, вышестоящее руководство настоятельно потребовало, чтобы здание снесли. Дали на ликвидацию здания три дня, а на деле, за две недели не могли его разобрать, пока не приехали стенобитные машины и не разбили стены.

А вообще кладка была очень красивая, это была белокаменная церковь и чем-то смахивала на храм Василия Блаженного в Москве, стены были с узором, выложенными крестами в нише.

 Сейчас на этом месте красуется торговый центр Болашак». 

Вот так, легко мы подменили настоящее, весомое торговыми центрами и развлекательными аттракционами. Теперь живем сами и растим своих детей в бесконечной гонке за призрачными и пустыми идеалами.

Еще Наполеон заявлял, что государство без религии это корабль, без компаса.  

Автор: 

Лариса Янина