/

Вы здесь

Священник Василий Куценко: «Особый» пост

Церковная традиция знает четыре многодневных поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Петров пост можно назвать среди них особым, хотя бы потому, что, в отличие от всех других постов, его продолжительность всегда разная. При этом длительность Петрова поста может варьироваться от сорока двух дней — и тогда он не уступает Рождественскому и Великому — до всего лишь восьми — и тогда он становится короче двухнедельного Успенского поста.

С чем это связано? С тем, что Петров пост зависит от даты главного праздника Церкви — Воскресения Христова. Чем раньше Пасха — тем раньше и праздник Святой Троицы, через неделю после которого и начинается Петров пост. Чем позже Пасха, тем, соответственно, Петров пост короче.

Казалось бы, всего лишь два месяца назад закончился Великий пост с его продолжительными богослужениями и строгими ограничениями в пище, зачем поститься еще и перед памятью апостолов Петра и Павла? К тому же на летние месяцы выпадает еще и довольно строгий Успенский пост. Ответ на этот вопрос кроется во втором названии Петрова поста — Апостольский. Мы постимся по примеру самих апостолов, в жизни которых пост занимал очень важное место.

Уже в Ветхом Завете определились главные особенности постного подвига. Пост стал символом покаяния: царь Давид наложил на себя пост после того, как пророк Нафан обличил его в незаконном браке с женой Урии Хеттеянина и убийстве самого Урии (см.: 2 Цар. 12, 1–16); жители древней Ниневии после проповеди пророка Ионы объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого… и крепко вопияли к Богу… и каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3, 5, 8). Кроме этого, пост мог сопутствовать особенно важным событиям или служить подготовкой к ним. Например, пророк Моисей, пребывая на горе Синай у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх. 34, 28). Сам Господь Иисус Христос перед началом проповеди постился в пустыне сорок дней и сорок ночей (Мф. 4, 2).

Апостолы и первые христиане соблюдали пост, как продолжая ветхозаветную традицию, так и следуя примеру Господа Иисуса Христа. Вот пример из Книги Деяний: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). В другом месте Деяний можно прочесть о том, как Ангел Божий является сотнику Корнилию, когда тот постится, и повелевает ему призвать в свой дом апостола Петра (см.: Деян. 10, 30–32). Апостолы Павел и Варнава, обходя с проповедью различные города, всегда молились с постом (Деян. 14, 23). Апостол Павел писал наставления супругам-христианам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Если рассматривать свидетельства о посте в апостольскую эпоху, содержащиеся не в Священном Писании, то следует уделить особое внимание древнейшему христианскому тексту, известному как «Дидахэ», или «Учение двенадцати апостолов». Этот трактат, написанный во второй половине I века по Р. Х., отражает жизнь христианской Церкви на самом первом и древнем ее этапе (нужно отметить и то, что в некоторых местах «Дидахэ» включали в число канонических книг Нового Завета). «Дидахэ» предписывает соблюдать пост перед принятием крещения: «Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый и, если могут, — некоторые другие. Вели же обязательно поститься крещаемому день или два до крещения» (Дидахэ 7, 4). Крещение — важнейшее событие в жизни уверовавшего во Христа человека, его рождение для новой жизни. Поэтому пост и предшествует крещению в качестве подготовки (при этом вместе с готовящимся принять крещение человеком могли поститься и другие христиане). Также в «Дидахэ» содержится древнейшее указание на пост среды и пятницы: «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в среду и пятницу» (Дидахэ 8, 1). Под лицемерами здесь подразумеваются иудеи и фарисеи, постившиеся в понедельник и четверг. Таким образом, согласно древнейшему тексту, пост являлся неотъемлемой частью христианской жизни.

Постились апостолы и их ученики — первые христиане. По их примеру постимся и мы — христиане современные. Ведь каждый из нас является апостолом, то есть проповедником Евангелия среди людей, еще не просветившихся светом Христовой истины. Собственно, об этой нашей обязанности — быть свидетелями Слова Божия для других людей — и призван напоминать нам Петров, или Апостольский, пост. Наверное, в предстоящие пятнадцать дней Петрова поста (именно такова его продолжительность в этом году — с 27 июня по 11 июля включительно) каждому из нас нужно задуматься над тем, что именно мы делаем для свидетельства о христианской вере? Спросить себя: «Исполняю ли я слова Господа — так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16)?». Именно своими добрыми делами, совершенными во имя Господа, каждый из нас может проповедовать, может свидетельствовать и открывать другим людям глубину христианской веры и сокровище евангельского слова. В этом наше апостольское призвание. А пост, как мы видели из приведенных примеров, должен быть средством, которое помогает нам в деле проповеди.

Священник Василий Куценко