/

Вы здесь

Важно вовремя расслышать шепот совести

Как правило, мы настойчиво преследуем человека, когда нам от него что-то надо. А с благодарностью к нему не спешим. О том, как относится к этому церковь, рассказывает руководитель информационного отдела Митрополичьего округа Русской православной церкви в Республике Казахстан протоиерей Евгений Иванов.

— Благодарность – это одно из самых главных человеческих качеств, заложеннных в нас Богом, которые необходимо не только беречь в себе, но и развивать. Наше главное богослужение – Литургия, когда совершается великое таинство Церкви – Евхаристия. Слово «Евхаристия» в переводе с греческого означает «Благодарение». Мы благодарим Бога за все Его благодеяния, о которых мы знаем и не знаем, и, этим самым, учимся чувству благодарности к Творцу и Создателю. И вот эта благодарность – она продолжается в отношении к людям: каждого человека и каждый его поступок мы расцениваем как дар Бога. Согласно принципу богоподобия человека?

- В рамках божественного промысла мы все созданы разными: у кого-то чего-то больше, у кого-то – меньше. Для чего? Для того чтобы мы были зависимыми друг от друга и взаимодействовали друг с другом и, получая что-то от другого человека, были бы ему благодарны. Через благодарность воспитывается такое качество как любовь к человеку. Когда ты учишь себя благодарить кого-то, ты становишься на дорогу любви. 

А неблагодарность наша начинается с неуважения, с неприятия и нелюбви. Древними было сказано: «Благодарность — признак благородства души» (Эзоп), то есть неблагодарный – опасный человек. Почему мы так трепетно воспитываем детей, заставляем их: скажи дяде спасибо, поблагодари бабушку и так далее. Мы понимаем даже инстинктивно, внутренне, что это ответное чувство необходимо для их будущего.

Что является причиной неблагодарности?

- Дело в том, что есть такая глубоко обусловленная позиция: делая доброе дело, ты не должен ждать благодарности к себе в ответ… 

Это грех?

- Это не грех, но недостаток. Когда мы делаем что-то благородное, высокое, мы ждем, что завтра нам принесут то же самое, причем ни в коем случае не менее благородное и высокое. И когда мы на эту позицию становимся, очень расстраиваемся, не получая адекватного ответа. А кто виноват? Мы сами и виноваты. Добро – это не покупка на рынке. Когда ты даешь, отпускаешь в мир добро, не жди ничего в ответ, и тогда ты спокойно воспримешь и благодарность и неблагодарность, и не будешь обижаться.

А в чем коренится природа бескорыстия?

- С позиции религии то даже, что мы двигаемся, дышим, развиваемся– это все не наши таланты. Это Божий дар. А мы лишь носители того или иного дара: эмоционального – наши чувства от Бога; духовного –  наше время от Бога; физического – наше здоровье от Бога; материального – наши деньги от Бога. Все это на самом деле одолжено нам Богом. Мы лишь арендаторы, временные носители этого блага, этого добра.

Для неверующего такая позиция, конечно, абсурд. Он скажет: я сам себя сделал, учился, читал, добивался роста –  сам себя создал. А верующий скажет: все, что ты делаешь, это работничество от Бога. Если мы даром получили, даром должны отдавать. Но если не хотим даром – пожалуйста, надо эти условия оговорить с человеком. Надо быть честным: сегодня я тебе отдал 100 тенге, завтра их жду от тебя. Договариваться надо на берегу, но тогда это не есть доброе дело, а торгово-рыночные отношения, которые тоже имеют место быть. На рынке ведь мы не ждем, что торговцы отдадут нам свой товар даром, потому что мы такие хорошие и замечательные. Торговля в отношениях человеческих бывает даже где-то уместна между посторонними,  чужими, незнакомыми людьми. 

То есть кесарю кесарево?

- Да, повторюсь: если ты делаешь доброе дело, то делай бескорыстно, а если  хочешь награды – договорись: я сегодня это, а ты завтра – то. Это будет честно и порядочно по отношению к самому себе и к человеку.

Как православная церковь воспитывает у своих прихожан чувство благодарности?

- Церковь – она помогает человеку расти. Но сказать, что  она кого-то воспитывает, не совсем точно. Она помогает идти правильным путем, указывает этот путь и дает средства его пройти. Но развиваться – это уже дело самого человека. Потому я и начал с того, что наша главная служба называется Благодарение. Кроме того, в Священном Писании много раз повторяется тема благодарности. «Всегда радуйтесь, Господа благодарите!» – призывает апостол Павел. Об этом напоминает евангельский сюжет об исцелении десяти прокаженных, когда Господь встречает больных этим страшным недугом и творит милосердие. А в ответ лишь один возвращается, чтобы его поблагодарить. И вы знаете, с тех пор этот процент благодарных людей повторяется – это соотношение сохраняется в каждом обществе. 

С чего начинается день христианина? Он открывает глаза, видит мир и благодарит Бога, создавшего этот мир. Один из первых возгласов молитвы: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе!». Упование, надежда на своего небесного отца, небесного родителя, эти слова много-много раз звучат. И от этого мы учимся быть благодарными людям. Если ты не благодарен человеку, как ты можешь быть благодарным Богу? Если не можешь выстраивать отношения с человеком, как ты можешь выстроить отношения с Богом?

Скажите, пожалуйста, почему православная церковь называет человека рабом божьим? Разве может раб быть благодарным хозяину?

- Человек – существо всестороннее: притом что он дитя и творение, он и раб для Бога. Но рабство у Бога не есть рабство в нашем понимании, вроде того, что человек тянет лямку, как бурлак на Волге. Нет, конечно. Здесь другое: рабство здесь – это безусловная, безоговорочная покорность, послушание выполнять то, что Бог говорит, даже если тебе это не нравится, даже если ты с этим не согласен. Как с маленьким ребенком – он же не понимает, почему мы не даем ему в руки спички или 100 порций мороженого, даже если он просит. Для христианина даже полезно ощущение себя как раба, который выполняет это послушание, который несет определенную ношу ответственности.

Действительно, многие понимают это слово буквально и – отказываются от развития своего природного потенциала.

- Слово «рабство» происходит от – «делатель, работник». Но работник послушный, тот, кто не принадлежит себе. Мы, христиане, не принадлежим себе. Мы – Божьи дети и Божьи труженики. Это важно понимать. Рабы были в древнем Египте или на галерах. А если мы обратимся к Ветхому Завету, если вернемся к Пятикнижию Моисея, там раб живет отнюдь не хуже, а порой лучше своего хозяина. 

Благодарность не дает человеку скатываться в животное состояние, в бессмысленное существование. Благодарность – это отдача твоя, и поэтому она тебя возвышает до определенного уровня. Ты уже дерзновенным словом Творцу этой вселенной, в руках которого все находится, можешь говорить спасибо, и это тебя возвышает. Это твой диалог с Богом, это не попрошайничество, а нечто большее, бесконечное, по сути.

А если происходят несчастья, трагедии, катаклизмы – как при этом сохранить чувство благодарности?

- С точки зрения христианства, у любой неприятности, трагедии есть своя причина. И человеку важно вовремя эту причину найти. Не бывает такого, чтобы страдания были беспричинными. Однако не надо спешить сразу кричать спасибо!, ибо это будет не от души. Для начала надо задуматься – за что и почему, и ни в коем случае не роптать, а принять. Понять и постараться поискать причину, даже если произошло самое страшное, например кончина близкого.

Есть естественный путь человека – мы знаем, что рано или поздно все мы умрем, пусть это больно и неприятно, но мы это принимаем. Сознание того, что жизнь на земле не вечна, а продолжится на небесах, должно утешать. Это один момент.

Дальше: если беда какая-то случается, надо понять, что это сигнал свыше, испытание. На страницах Библии очень хорошо описана история Иова, потерявшего все. Он принял волю свыше и… обрел еще больше.

Как правило, подавляющее большинство нас живет в массе грехов: мы даже не замечаем, как можем легко обидеть одного, пятого, десятого, а ведь грехи имеют свойство накапливаться. И вот эти количественные изменения, согласно элементарным законам физики, неизбежно перерастают в качественные. Как сказал один мудрец, Бог сначала шепчет в тебе голосом совести, потом громко говорит через обстоятельства, а потом кричит через рупор страдания. Важно вовремя расслышать шепот совести. Если он не услышан – понять через обстоятельства, дабы не допустить этого «рупора страданий».

Бог хочет спасти нас, он не хочет, чтобы мы погибли. Он смотрит на нас с точки зрения вечности. Его помощь и забота порой выглядят как боль. Но когда мы видим хирурга, мы же не негодуем, мол, что он творит, ножиком живого человека кромсает. 

Часто, страдая, мы не хотим понимать, что не все лечится таблетками и витаминами. Иногда нужен скальпель. Вот страдания и есть скальпель, которым Бог нас лечит. И надо быть благодарными ему за это. Он берется за скальпель тогда, когда уже никакими другими средствами излечить невозможно.

Он спасает нашу душу, но и телу тоже хочет здоровья. Причины болезней и всяких неприятностей коренятся не только в наших дурных поступках, но и в мыслях. Хорошие они или плохие – все это засчитывается, так как сегодня это мысль, завтра – слово, послезавтра – дело. Далеко не все помнят, что даже мысль способна принести человеку катастрофу.

Но мы сто раз на дню меняем свои мысли, и вряд ли все они праведны. Что бы вы посоветовали нашим читателям: как достойно справиться с этим будничным состоянием?

- Сначала не надо записывать себя в какие-то безнадежные люди. Никогда не отчаивайтесь. Себя надо уважать и любить, по-хорошему. Схема такая: принимать все, что происходит как голос Бога, как подарок свыше; учиться распознавать те сигналы, которые посылает тебе Создатель –  через события, через отношение к тебе людей видеть Его руку. Дальше: правильно начинать день, молиться. Те, кто только начинает эти шаги, может молиться своими словами. Молитва может заключать в себе: благодарность, прославление, какие-то просьбы. В течение дня делать какие-то молитвенные пятиминутки. Даже не пятиминутки – полезно остановиться, отрешиться, обратиться  к Богу. За что-то поблагодарить. За что-то попросить прощения. А к вечеру подвести итог, попросить прощения за то, что не так сделал вольно или невольно. Если мы начали день с благодарности, закончим день благодарностью. И убедитесь: по-другому день пройдет. 

Или, например, мы знаем, что придется встречаться с неприятным для нас человеком. Давайте попросим Бога, чтобы Он сделал эту встречу как можно менее болезненной и чтобы мы получили нужные нам, необходимые для нашего же здоровья, душевного и физического, уроки. Не надо бояться каких-то неприятностей – это уроки. Не унывать, не опускать рук. Если что-то сегодня не получится, это не значит, что завтра будет так же. 

Отец Евгений, вы сказали, что себя надо уважать и любить. А почему некоторые святые, признанные каноническими, занимались самобичеванием?

- Уровень святых для нас не всегда понятен. Во-вторых, в настоящей святости этого нет. Самобичевание – средневековые традиции Запада. Мы не знаем, чтобы преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский избивали себя плетками.

Нет, они много работали, ограничивали себя в пище и в питии, закалялись. Были примеры, когда  люди надевали железные вериги, но это не есть норма, это есть их личный опыт общения с Богом, который не для всех и не для каждого. В этом подражать не надо. Они могли не есть по 40 дней, но это не значит, что мы должны выполнять то же самое. У нас у каждого своя мера. Как в жизни: кто-то сильнее, кто-то слабее; кто-то может работать грузчиком или тащить зубами самосвал, а кто-то – нет… Для нас важнее учиться благодарить, выстраивать отношения с людьми, учиться любить ближнего. Тогда мы научимся быть благодарными Богу.

Выходит, сначала – ближнего?

- Для светского человека – да. Почему? Представьте, у человека нет религиозного, духовного опыта, для него Бог – это нечто абстрактное, и как ему научиться любить? Через конкретные поступки. Любовь для христианина –  это не эмоции, это эхо деятельности. «Вера без дел мертва». 

Вот меня часто спрашивают: как любить врага? Это не значит, что при виде неприятеля у меня в душе должны расцветать незабудки. Это значит, увидев неприятеля или неприятного мне человека в затруднительном положении, подать ему руку помощи, сделать ему доброе дело. Вот это будет Любовь. Это конкретные поступки, конкретные заботы, конкретные дела, и не только в отношении врага, но и ближнего. 

Многие ваши прихожане относятся к церкви потребительски, они говорят: я хожу в церковь, чтобы набираться хорошего, светлого. 

- Так это же хорошо! Вот смотрите, наши родители, какими бы мы взрослыми не были, любят нас кормить, одевать, одаривать, любят, чтобы у них просили. Так и Бог. Он – любовь, он сам весь – дар. Свою любовь к нам Он обращает и в пищу нам, и в одежду. Он сам говорит, чтобы мы просили у Него. Но опять же, просить – хорошо, нужно даже, а отдача – какая? Что ты принесешь Богу? Мы обычно об этом на Рождество людям говорим. 

Опять через ближнего нашего, через заботу о Божьем доме – еще  вариант. Приходит человек в храм, видит, краска там облупилась, надо покрасить; или он своими руками что-то сделал для храма, или пожертвовал для храма по возможности. У нас есть замечательный проект «Обитель милосердия» в поселке имени Туймебаева Алматинской области. Там живут сироты, старики. Люди, которые хотят быть по-настоящему благодарными Богу, стремятся к реальному делу. Например, приезжают к детям и старикам, привозят продукты, игрушки, одежду и общаются. 

Некоторые видят милосердие в том, чтобы сунуть копейку, как бы откупиться. Нет, надо душу вложить, даже если ты не можешь помочь материально – в той же обители  искупай старика, постирай, приготовь, просто поговори. Или если в храме видишь, что человек плачет – подойди, спроси, что у него случилось, о чем он молится. Помолись вместе с ним. Это будет реальная помощь…

А вот если маленький человек, который не успел накопить грехи, но родился инвалидом – он тоже должен быть благодарным?

- Мы не можем до конца понять замысел Бога, а видим все явления только со своей маленькой колокольни. Что там говорить, высшую математику далеко не каждый знает, ядерную физику, и нам ли рассуждать обо всех тайнах Божественных путей. Проблема сирот, особенно при живых родителях, это проблема наша общая. Пока есть сироты, это нам всем укор. Конечно, это страшно, это грустно, но Господь допускает такие вещи в мире  по человеческой нашей свободе. Есть исторические события, которые неприятны нам, но, по сути, это результат того, что наш дар мы использовали не во благо, а во вред.

Евангелие приводит ответ Иисуса человеку, который попросил позволить ему похоронить отца, исполнить свой сыновний долг, прежде чем следовать за пророком: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Как это понимать?

- Здесь со стороны спрашивающего есть некое искушение: я хочу идти за тобой, но что мне делать? Человек по-своему лукавит: на самом деле он не имел желания идти за Иисусом Христом. Ему говорят: если хочешь, пошли, – но тут же отговорки начались. Это бывает почти у каждого, кто вступает на религиозный путь: вроде он хочет, а потом думает – и отступает. Это надо посты соблюдать, молиться, Евангелие читать, добрые дела совершать, прощать? Нет-нет, у меня другие заботы появились.

Какой сюжет из Священного Писания для вас есть высшее проявление благодарности? 

- Это пример женщины-блудницы, Марии, которой Господь помог встать на путь нравственности. Она пришла и помазала Христа миром, драгоценным маслом, безумно дорогим, которое берегла для себя, чтобы хорошо пахнуть и привлекать мужчин. И она выливает все это масло без остатка на Христа, в благодарность. За что? Он не спас ее от какой-то беды, не исцелил от болезни, а просто избавил от ее образа жизни, помог увидеть путь. А ведь она не будет такой же богатой, как раньше, не будет такой же востребованной, как раньше. Для нее начинается теперь суровая жизнь. Но она обрела Царство Божие, истину, путь. Вот это глубочайшее проявление  благодарности. 

Таких Марий было, судя по каноническим Евангелиям, несколько, несмотря на то, что общество было глубоко религиозным. Почему 613 заповедей  не обеспечили этому обществу высокую нравственность?

- Есть такое высказывание апостола Павла, где он говорит о том, что настанут времена, когда люди будут иметь только «вид благочестия». «И веру свою вовсе нет надобности выставлять на показ — довольно, если Бог ее видит!» – еще сказал апостол Павел. Господь сравнивает этих людей с гробами, которые внешне красивы, а внутри… У такой религиозности, порой цветущей пышным цветом и сегодня, нет подлинной любви к Богу, и благодарности к Богу нет. 

Это очень опасное, торгашеское отношение к Создателю: я выполняю заповеди, зажигаю лампады во имя того-то, а ты должен мне то-то и то-то. 

Еще есть опасность в таком виде благочестия, когда начинают презирать других. Вспомните, фарисей благодарил Бога за то, что он не таков, как мытарь. Все они разбойники, преступники, грабители, пьяницы и прелюбодеи, я –  лучше. Эта гордость отравляет любую добродетель. Когда человек понимает, что он грешен, что у него масса недостатков, что у него ничего нет – у него открыт путь, ему есть куда идти. А если он уверен, что обрел некую полноту – все, он закрылся от благодати Бога, закрылся от видения самого себя. 

Ведь мера нравственности – это мера бесконечности. Люди в плену мании величия – страшные люди. Что такое гордыня? Это мания величия, только в завуалированной форме. От всего этого предостерегает Господь, и против этого восставал Он в своих проповедях, говоря: «Горе вам, фарисеи и лицемеры, что отцеживаете комара и проглатываете верблюда». 

Повторюсь: формальный подход нужен на начальном этапе, он дисциплинирует, невозможно научиться полетной молитве, когда ты не выучил ее текста. Но когда человек постоянно живет в каких-то одних и тех же рамках и не развивается – это уже беда. Мы выделяем три стадии духовной жизни: первая – стадия раба, когда человек делает что-то из страха; вторая – стадия наемника, когда он делает ради выгоды, пусть даже и самой высокой; и высшая – это стадия сына, поступающего по любви. 

На одном из российских каналов священнику задали вопрос: все ли, что сейчас творится в мире, происходит по велению Творца? Нет, ответил, священник, не все, от Бога может быть только хорошее, доброе. Значит, подытожил его оппонент, дьявол сильнее?

- Бог даровал человеку свободу воли. И он устраняется от всего, куда его не приглашают. Не то, что его там нет, – он там не проявляет себя. Бог наделил человека огромными дарами и возможностями, способностями и талантами. Их можно использовать во благо себе и ближнему или во вред. Что сказал Творцу первый человек, Адам? Я хочу жить без тебя! И вот что получилось. Точно так же и здесь: не потому, что дьявол сильнее, а потому, что так работают законы, по которым установлено жить этому миру. 

Что такое грех? Это злоупотребление волей, это неправильно направленная энергия человека, его таланта, силы и разума. И Бог не придет туда, откуда его выгоняют. Он может смиренно стоять и стучать, как говорится в Книге Апокалипсиса: вот я стою и стучу… Когда  общество выгоняет Бога, начинается боль, катаклизмы. Это всегда было, есть и будет показателем разрушения общества. Значит, пора задуматься о степени религиозности общества. Ведь мы же устраняемся от мусорных баков, от грязи, так и Бог устраняется, он не будет там, куда его не зовут. 

Бог – это не только любовь, это еще и справедливость. Там, где до человека не достучаться любовью, вступает закон справедливости, один из библейских законов: мера за меру. Есть поговорка: «Бог не Тимошка, видит немножко». Ведь Бог на сердце человека смотрит, Его невозможно подкупить ни грошами, ни миллиардами.  

К вам обращаются люди со своими нуждами, душевными болячками. Что характерно для них сегодня? 

- С чем мы сталкиваемся сегодня? Мы перестаем слышать друг друга – на уровне семьи, на уровне друзей, любящих друг друга людей. Мы привыкли мыслить фрагментарно, кусочками и человека целиком не воспринимаем. 

Еще есть распространенная боязнь завтрашнего дня – это угасание остроты веры. Начинаешь разговаривать с прихожанином: он верит, что Бог есть, но в то, что он поможет – не верит. Вот это неверие в Божественный промысел, в Божественную любовь сейчас у многих есть, причем у тех, кто называет себя верующими. Значит, человек  останавливается в своем духовном развитии – на том образе, с которым он столкнулся или который сам придумал. Такой, с позволения сказать, верующий не читает Евангелие, другую глубокую литературу, но живет один на один со своими первичными, зачаточными представлениями. А в вере необходимы, как в науке, как в спорте даже, постоянные тренировки души и духа.

Соответственно и уровень забот у народа невысок? 

- Заботы самые обычные: родители переживают за детей, бабушки – за внуков. Как сказал классик, все несчастливы по-своему.  

Пусть заботы будут небольшими, но разрешимыми. А вот когда у человека начинает болеть голова за судьбы человечества – это очень подозрительно. Ты реши сначала вопросы своей семьи,  родителей, воспитай достойно детей, внуков. Вот с этого надо начинать исправление мира. Если тебя волнуют войны и глобальные кризисы –  начинай с себя. Преподобный Серафим золотое правило сказал: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. 

Мы все связаны друг с другом невидимыми нитями, когда кто-то поднимается на ступеньку, нравственную, выше, то всех за собой к Богу тянет. И когда попадает в объятия греха, то тянет нас на дно.

pritvor.kz