/

Вы здесь

Петров пост. Апостол Петр

31 мая начался Петров пост. О его значении и месте в церковном году рассказывает насельник Свято-Никольского мужского монастыря города Саратова иеромонах Вениамин (Кириллов):

— Петров пост установлен Церковью в память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он менее строгий, чем Великий или Успенский посты, — кроме сред и пятниц, разрешается вкушение рыбы. Петров пост еще называют летним, Апостольским, постом Пятидесятницы. В зависимости от дня празднования Пасхи он может продолжаться от 8 дней до 6 недель. В этом году пост продлится с 31 мая по 11 июля. В церковном году Петров пост занимает свое особое место. В период от Пасхи до Святой Пятидесятницы мы, православные христиане, празднуем Воскресение Христово, когда нет каких-либо длительных ограничений (только однодневные посты), даже коленопреклоненные молитвы в эти дни отменяются. И вот после дня Святой Троицы Церковь постепенно снова вводит нас в спасительную и благодатную атмосферу сугубых духовных трудов — через неделю после Пятидесятницы начинается Петров пост. В течение его мы подражаем святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, следуя их жизненному примеру. Поучаемся твердости в вере и мужеству; вдохновляемся, видя их неустанные труды в деле евангельской проповеди; стремимся быть хотя бы в чем-то похожими на этих великих святых!

Святой апостол Петр

Судьба апостола Петра удивительна. В его жизни было все: мужество и трусость, исповедание Христа Богом и предательство Его, неустанные труды и мученическая смерть за дело евангельской проповеди. Неграмотный галилейский рыбак, он был призван Господом к несению в мир учения, до которого не восходил самый проницательный и образованный человеческий разум.

Ловец человеков

…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19).

Святой апостол Петр, который также носил имя Симон, был рыбаком из галилейского города Вифсаида, имел брата — известного нам из Священного Писания святого апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Симон Петр был женат (его теща упоминается в Евангелии [Мф. 8, 14]) и владел домом в Капернауме. Основным занятием будущего апостола, как мы уже говорили, была рыбная ловля на Геннисаретском озере — тяжелый, полный опасностей, ежедневный труд. Геннисаретское озеро известно своим непредсказуемым нравом: полный штиль мог в одночасье смениться бурей. Тяжесть ветхозаветной заповеди о хлебе насущном Симон Петр чувствовал собственными ладонями, мышцами рук и спины. От сноровки и упорства рыбака всецело зависело пропитание семьи. Этот опыт сурового, беспощадного к себе труда пригодится ему потом, когда, благовествуя со Спасителем Царство Небесное, он, как и прочие апостолы, за неимением времени не то чтобы отдохнуть, но даже более-менее нормально поесть, будет срывать колосья и довольствоваться в качестве обеда сырыми пшеничными зернами. Пригодится эта рыбацкая закалка и тогда, когда уже без своего любимого Учителя он понесет миру евангельское учение, неустанно обходя средиземноморские города, зачастую оставаясь без пропитания и ночлега.

Господь призвал Петра и брата его Андрея, а вместе с ними Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, на апостольское служение, застав их непосредственно за рыбной ловлей: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 19–20). Последовали, оставив не только сети, но и семьи, родные дома, родительские земли.

Петр значит Камень

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Хрис­тос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16).

Святой апостол Петр, порывистый и пламенный духом, не упускал случая выразить Спасителю свою особую преданность и любовь. О характере этого человека дает представление следующий случай. Однажды ученики Христа, сев в лодку, отправились на западную сторону Геннисаретского озера. Вдруг поднялся шторм. Опытные рыбаки, апостолы поняли, что опасность им грозит нешуточная, а Господа в этот момент не было с ними. Дул сильный ветер, лодку било волнами, и апостолы уже отчаялись обрести спасение, как вдруг увидели Христа, идущего по воде. Петр, проявляя свой пылкий характер, воскликнул: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14, 28). Он же сказал: иди (Мф. 14, 29). И Петр, имея твердую веру, действительно пошел по воде, но вот подул сильный ветер, и он, испугавшись, начал тонуть и, наверное, сгинул бы в бушующей пучине, если бы Господь не спас его.

В другой раз, когда Спаситель спрашивал учеников, за кого они Его почитают, апостол Петр горячо исповедал Христа Богом: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). На что Господь ответил ему: ты — Петр (по-гречески значит: «камень», «скала»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Сколько веры и любви в этом исповедании своего Учителя Богом! За эту ревность апостол Петр был удостоен быть с Господом при Его славном Преображении на Фаворе и молитве в Гефсиманском саду; этот пылкий темперамент и подведет апостола, когда Господь смирит его за самонадеянность страшным троекратным отречением.

Отречение

Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его (Лк. 22, 57).

В Великий Четверг накануне Своих страданий Спаситель собрал апостолов в Сионской горнице. Здесь происходит ряд важнейших событий: предсказание о том, что один из Его учеников окажется предателем, установление Таинства Евхаристии и дарование новой, совершенно непонятной для ветхозаветного мира заповеди: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). В ту же ночь происходит удивительная прощальная беседа Господа с учениками, в которой Он прикровенно говорит о Своей смерти и Воскресении, а также предсказывает, что все апостолы соблазнятся о Нем, то есть усомнятся в Его Мессианском достоинстве. Тогда Петр со свойственной ему горячностью говорит Спасителю: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). …Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня,— отвечает Петру Господь (Мф. 26, 34). И это страшное предсказание действительно вскоре исполнилось.

После Тайной вечери Спаситель, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, удаляется для молитвы в Гефсиманский сад. Вскоре появляется предатель Иуда с толпой вооруженных людей, чтобы взять Христа под стражу. Тогда апостол Петр, обнажив меч и защищая Господа, отсекает ухо рабу первосвященникову. Господь останавливает Петра словами возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52) и, коснувшись уха, исцеляет пострадавшего.

Взяв под стражу, Спасителя повели на суд, а Петр издали следовал за Ним. Проникнув во двор к первосвященнику, он присел у костра и грелся. В это время к огню подошла одна из служанок и, узнав Петра, сказала: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет (Ин. 18, 17). Заинтересовавшись разговором, многие из присутствующих во дворе узнали Петра, но он еще дважды отрекся от Спасителя и поспешил выйти за ворота. В то время запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал (Лк. 22, 61– 62).

По преданию, апостол Петр будет всю жизнь, каждый день вспоминать свое предательство и, давно прощенный и восстановленный в апостольском достоинстве, горько оплакивать этот поступок.

Смерть апостола Петра

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15).

После Своего Воскресения Господь является апостолам на море Тивериадском и, трижды, по числу отречений, испытав Петра в любви к Себе, восстанавливает его в апостольском достоинстве.

Ранее мы видели человеческую немощь апостола Петра, далее будем свидетелями Божественной силы, явленной в нем. После событий Святой Пятидесятницы, исполнившись Духа Святого, апостол Петр начинает свое служение. Благодаря его первой проповеди к христианской общине присоединилось около трех тысяч человек. Он становится неустрашимым и неутомимым проповедником евангельского учения, воскрешает мертвых. Даже тень апостола теперь исцеляет больных.

По преданию, император Нерон за обращение Петром в христианство двух его любимых жен приказал заточить апостола в темницу, а потом казнить. Апостол Петр по просьбе христиан намеревался удалиться из Рима, но, едва выйдя из города, встретил в видении Спасителя. «Господи, куда Ты идешь?» — спросил апостол Петр. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», — отвечал Христос. Тогда апостол Петр понял, что настало время его мученической кончины. Возвратившись в Рим, он был тут же взят под стражу и вскоре распят на кресте. Перед казнью святой апостол Петр уговорил палачей, чтобы его распяли вниз головой, ибо считал себя недостойным умереть той смертью, какой умер Спаситель.