Великая весна церковного года

22.02.2011

Великий пост – великая весна церковного года. Как не растерять собранности и встретить Светлое Христово Воскресение с чистым, ликующим сердцем? На вопросы корреспондента сайта «Православие и мир» отвечает настоятель храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов.

– Отец Феодор, расскажите, как настроить себя на духовную работу в Великом посту?

– Великий пост, если рассматривать его исторически, возник в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне. Этот пост также был одной из частей подготовки новоначальных христиан к Таинству Крещения. Постепенно эта огласительная дисциплина, объединившись с благочестивой традицией, к IV веку стала общецерковной.

Великий пост является самым важным и самым главным из всех постов. Он подводит к главному христианскому празднику – Воскресению Христову, Пасхе. Поэтому вокруг этого поста сложились особенные богослужения и особенная молитвенная практика.

Пост всегда предполагался как вторая составляющая духовного подвига человека. Как говорит в Евангелии Сам Христос, род бесовский «изгоняется только молитвою и постом» (Мф., 17, 21).Это означает, что освободиться от козней князя мира сего человек может только постом и молитвой.

Все святые держали пост, то же заповедано и всем нам. Согласно 69 правилу святых Апостолов, если пресвитер или иной из церковного чина «не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою», то он извергается из священного сана, если же не постится мирянин – то он отлучается. Обратим внимание, что это правило выделяет именно Святую Четыредесятницу – Великий пост.

С другой стороны, постная дисциплина во всей полноте близко к уставу соблюдается в монастырях, так же как, кстати, и богослужебный устав. Это логично: поскольку устав возник в монастырях, то и соблюдаться полностью он может только там. На живущих в миру такого строгого поста налагать невозможно.

Полное неядение – удел не обычных мирян, а тех, кому для этого устроены все условия. Для того-то ведь монастыри и образовывались. На время первой седмицы все работы в монастыре останавливались, ведь если человек занимается тяжелым физическим трудом, ему просто необходима пища.

Великий пост напоминает нам о первом грехопадении. Недаром в Прощенное воскресение мы вспоминаем изгнание Адама и Евы из рая. Падение первых людей произошло через невоздержание, когда они, нарушив первый, установленный самим Богом пост, вкусили от плода древа познания добра и зла. Поэтому условием возвращения к правильному состоянию человека должно стать воздержание. Ведь пища не плоха сама по себе. Церковь просто запрещает вкушать все, что отяжеляет и возбуждает нас, будоражит наш вкус. Растительная постная пища более спокойна. Плоть должна ослабнуть, чтобы дать возможность освободится духу.

– Если православный христианин призван к постоянному памятованию о своих грехах, почему Церковь дополнительно выделяет в году особое время для покаяния?

– Преподобный Силуан Афонский говорил, что для того, кто молится в душе, весь мир стал храмом. Но ведь этой высоты достигает не каждый. Поэтому, зная о слабости человека, о том, что ему необходима духовная поддержка, Церковь и предлагает эту помощь – призывает принести особое покаяние. В дни поста сделать это легче: этому служат и песнопения, и предлагаемые в духовном чтении образы покаяния.

Память о том, что когда-то в это время первые христиане готовились ко Крещению, красной нитью проходит через богослужение. Мы почти все крещены, но насколько хорошо знаем основы своей веры? Великий пост, таким образом, дает нам возможность начать все по-новому. Очень часто для верующих Великий пост становится самым первым постом в жизни, многие начинают с него свое вхождение в Церковь, как бы возобновляя благодать Крещения.

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой.

– Какие периоды Великого поста можно выделить особо?

Великий пост является самым важным и самым главным из всех постов. Он подводит к главному христианскому празднику – Воскресению Христову, Пасхе. Поэтому вокруг этого поста сложились особенные богослужения и особенная молитвенная практика.

– Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг.

Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений.

Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас.

Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека.

Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста.

В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора «Лествицы». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу.

Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

– Не у всех есть возможность попасть на великопостные богослужения…

– В первую неделю поста в храмах каждый день читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, в крайнем случае, человек может и сам его почитать, сейчас в большинстве храмов можно приобрести и книгу, и даже аудиозапись этого канона, но ведь живое участие в богослужении всегда будет выше.

– Что еще необходимо делать?

– Пост – это духовное делание, поэтому нужно какое-то каждодневное усилие, например чтение. Если человек не читал Священного Писания – пусть установит для себя читать его ежедневно.

– Вы очень правильно отметили, что Великий пост чаще всего становится первым постом, который человек сознательно решает исполнить. Но почему это так?

– Потому что в Великий пост всё: и церковные облачения, и богослужение, всё меняется. Эти изменения помогают человеку легче отойти от мира, отделиться от него. Недаром у древних евреев слово священный («кодэш») происходило от глагола «отделять». Таким образом, священный – это «отделенный для Бога». Вот и нам, чтобы приблизится к Богу, нужно отделиться от этого мира. Этому и помогает богослужение.

Конечно, в миру все это трудно прочувствовать. Помню, как после службы в свой первый Великий пост, после того, как я принял священный сан, я вышел на улицу. Я поразился тому, что люди по-прежнему куда-то спешат, суетятся… А у меня внутри идет богослужение. Это особенные переживания. Песнопения, зеvные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Все особенно.

– Вы сохранили какие-нибудь детские воспоминания о Великом посте?

– В нашей семье, поскольку все было едино, всегда и постились все вместе, это само собой разумелось. Утром и вечером, после молитв полагались поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Не можешь прийти на богослужение – совершаешь это правило дома.

Помню, как для детского развлечения на память сорока мучеников пекли жаворонков, а на Крестопоклонную неделю – крестики, внутрь которых, но не во все, а избирательно, прятались орешки, и мы ждали – кому что достанется.

Великий канон. Конечно, в детстве его текст не очень понятен, но эта печальная мелодия Великого поста запоминается навсегда.

– С одной стороны, Великий пост в какой-то мере проходит и мимо детей, которые должны ходить в школу, да и не несут всей его по всей строгости. Но, может быть, именно в посту и стоит звать в Церковь подростков, лишний раз говорить с ними об этом?

– Что касается подростков, то тут все очень сложно. Важно единство родителей в этом вопросе. Если будет единство, будет и результат. Никакого принуждения. Если есть согласие между родителями, создана общая спокойная атмосфера в семье, ребенок от нее не уклонится, даже бунтуя.

На самом деле важно все правильно объяснить, но чтобы объяснить, надо самому все понять, а это уже зависит от личной воцерковленности родителей. Когда ты сам глубоко осознаешь, зачем ты все это делаешь, то найдешь и те образы, те примеры, которые убедят детей.

Весь смысл – в умении ограничивать себя и в понимании, зачем это нужно, а нужно для того, чтобы владеть собой и победить грех. Если семья едина во взгляде на эти вещи, то всё хорошо, но при раздоре, раздвоенности, ребенок выберет то, что легче и соблазнительней.

– Какова мера поста для мирян?

– Полное неядение в большинстве случаев невозможно, не надо к этому стремиться. Я, когда стал священником, столкнулся с таким негативным примером. Одна женщина хотела «попоститься как следует». Сначала она постилась, а потом не вытерпела голода и из одной крайности впала в другую – вообще не смогла держать пост.

На ее примере я понял, что не надо тянутся слишком высоко, иначе обязательно произойдет срыв. Не надо напрягаться, если этого не умеешь. В монастырях пост был не просто правилом, но и искусством. В духовной области человек все должен делать размеренно, по силе, прикладывать напряжение, но небольшое, не то что сразу не есть и не пить. Это и для организма вредно. Те, кто занимался голоданием, знают, что нужно сначала войти в это состояние, а потом выйти из него.

Сейчас и большинство людей больно, и пища не всегда здорова. Человеческий организм очень ослаблен, но меру все же соблюдать нужно. Выделите для себя первую, Крестопоклонную и Страстную седмицы, а в остальные дни ослабьте пост, чтобы выдержать.

Я согласен с теми пожилым женщинами, которые говорят, что соблюдают строго несколько недель из всего поста. Это вполне правильно, но надо быть к себе построже, ослабляя пост по необходимости и по ступеням.

– Что значит «по ступеням»?

– Не можешь есть без масла – ешь с маслом, не хватает этого – дозволяется рыба, далее – молоко. Также и насчет дней поста: не можешь поститься всю неделю – постись 5 дней (кроме выходных), не можешь и этого – соблюдай строго хотя бы среду и пятницу.

Иногда человек попадает в особые условия, когда уже не сам он определяет, чем питаться – например, в больнице или на воинской службе. В армии, при тяжелых физических нагрузках и без мяса не обойтись. В армии это невозможно, да и для тебя отдельно готовить не будут.

Существует, конечно, и множество искажений. Некоторые увлекаются медом и орехами, оправдываясь, что другого просто не любят. Тут все-таки надо найти золотую середину.

Нужно есть здоровую, простую пищу. Не любишь кашу – но приучи себя к ней. Это и есть усилие. Святитель Василий Великий учил «не различать вкуса пищи, ибо это свойственно скотам». Животное не может преодолеть себя, оно ест только то, что любит, а от другого отворачивается. Человеку не подобает так капризничать. В этом тоже, отчасти, его личный подвиг.

Из общего правила, конечно, бывают исключения, но даже на Афоне в некоторые дни поста на стол ставят масло. Захочешь – нальешь себе, а нет, так нет. Никто за тобой не смотрит, ты отвечаешь сам перед Богом. Сам соблюдай свое воздержание.

– Сложно отрицать, что мы очень часто ищем себе поблажки, отговариваясь от поста болезнями, работой…

– Для всех одни правила, конечно, невозможны, но надо не лукавить, а ставить перед собой посильную задачу. Понятно, что объяснения и отговорки найдутся, но иногда и обстоятельства складываются не лучшим образом.

Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия Мечева, в молодости был очень большим ревнителем устава и решил делать все «по правильному», то есть допускать до Причастия на литургии только тех, кто был на службе с вечера. И вот к нему приходит девушка, которая говорит, что не могла вчера прийти в храм, потому что по вечерам учится. Пришлось ему ее допустить. Следующей идет старушка, которая точно уж нигде не работает и не учится. Но и ее пришлось допустить, потому что она по вечерам сидит с детьми, пока их родители работают. Так и не получилось у батюшки поступать «по строгости». Всех пришлось допустить.

Действительно, бывают ситуации, когда невозможно прийти вечером на службу. Но надо честно сказать себе, что ты действительно не мог прийти, потому что у тебя какие-то обязательства перед другими людьми. Везде, где есть настоящие обязательства, человек должен их соблюдать. Матерям иногда некого попросить посидеть с ребенком, а за пропуск занятий раньше могли и отчислить.

Все должно обсуждаться со священником – для того и нужен духовник, чтобы человек всегда мог спросить, как правильно поступить: так или иначе. К чему лукавить? Если ты объективно не мог присутствовать на службе, то и каяться не в чем, но если это только отговорка – найди выход: приходи к концу службы или на какую-то ее часть, стремись исполнить то, что должно.

– Как понудить себя ходить на полную службу: и утром, и вечером?

– Понять, что это, в первую очередь, нужно нам самим. В этом – полнота церковной жизни. Любой человек может проследить за собой – что происходит в его душе? С каким настроем ты приходишь на Божественную литургию после того, как пропустил вечернее богослужение?

Если человек внимателен к самому себе, то он всегда заметит, что что-то не так. Нет того настроения, что-то теряется, и в душу входит много лишнего. Как говорит преподобный Силуан Афонский, у того, кто молится, много перемен в душе. Но речь идет о настоящей молитве. Если же никаких перемен нет, значит не приложилось к тому усилий. Когда человек молится невнимательно, с лишними мыслями, борясь с усталостью, не происходит молитвенного труда, не происходит и живого Богообщения.

– Это ошибка духовной жизни?

– Да. Еще одна заключается в чисто формальном подходе ко всему. Вот я был, отстоял на службе, отметился, вычитал, хоть торопливо и быстро, всё Правило ко Причащению… Зачем? Не должно быть формального подхода ни к посту, ни к молитве.

Если мы возьмем за пример жития наших подвижников, то увидим, что они никогда не требовали вычитывать все. Например, преподобный Феофан Затворник учил читать, сколько успеваешь, но как следует. Внимание – это обязательное условие. Без внимания молитва не производит на душу того действия, какое следует. Ни пост, ни молитва не должны стать формальностью.

– О каких еще ошибках вы бы хотели предупредить?

– Есть такая болезнь – отцеживать комаров. Люди пристально изучают состав всех продуктов, каждой булочки, а ведь достаточно установить простое правило: не есть откровенно мясного, молочного и рыбы.

Если нечего есть, и ты купил булочку с капустой, то что уж смотреть, сколько капель масла туда попало? Многие мучаются потом ощущением оскверненности, но ведь пища не скверна сама по себе, плохо невоздержание. Можно ведь и постной пищей объедаться, что тоже не правильно. Не распадайтесь на мелочи.

– Иногда неудобно отказаться от того, что человек предлагает от чистого сердца, например, в гостях.

– Есть духовное правило: если пришлось что-то нарушить, надо в ответ немножко утеснить себя, чтобы восполнить утраченное. Если в одном месте прибавилось, в другом надо самому у себя отнять. Люди часто в этом каются, но редко кто потом старается подумать, как утеснить себя в обычной пище.

Нельзя подходить формально: раз уж пригласили меня на день рождения, значит и пост закончился, потом покаюсь.

Вспоминается случай, когда одна девушка праздновала день рождения в посту и знала, что половина ее гостей постится. Специально для них она приготовила не только скоромные, но и постные блюда. Но когда пришли постящиеся, они сказали: «А, в гостях правила не действуют». И налегли на все блюда. Хозяйка была изумлена, что ее гости проявили такую слабость.

Могут, конечно, быть случаи, когда не получается отказаться, но все-таки надо серьезно к этому подходить.

– Иногда на христиан особенно внимательно смотрят, ожидая от них ошибок.

– Как ни странно, неверующие люди, не понимая смысла поста, с одной стороны, осуждают тебя за то, что ты постишься, но, как только нарушишь пост, тоже осудят. Какой смысл нам угождать людским ожиданиям?

Если человек знает, что ты постишься, ты должен при нем соблюдать пост. Если не знает и не поймет, что происходит, в этом случае можно поступиться своими желаниями, чтобы не обидеть его. Иначе выходит лицемерие – с этими я пощусь, а с этими – нет. Непонятно, что для такого человека ценно. В чем для него ценность поста?

Понятно, что если даже приходится нарушать установления, и здесь должно быть воздержание. Не набрасываться на еду, раз уж представился случай.

– Как быть с днями рождений, выпадающими на пост?

– Я предлагаю прийти пораньше, в самом начале празднования, поздравить человека, а потом отпроситься и уйти, не дожидаясь, когда подадут все блюда, и не участвуя в разгаре веселья. Можно даже выпить за здоровье именинника вина, показать, что человек нам дорог, вы казать внимание, а потом честно и спокойно уйти. И человека поздравил, и пост сильно не нарушил.

– А как отмечать день рождения в посту православному человеку?

– Лучше переносить празднование на выходные. Многие так и делают. Все-таки в Великом посту можно приготовить столько вкусных вещей, что какого-то недостатка даже не будет заметно.

Мы все боимся кому-то не угодить. Я лично против этого. Гости могут и потерпеть, они же пришли к нам в дом. Мы встречаем их так, как можем. Приглашенные принимают наши условия. В чужой монастырь со своим уставом и представлениями не приходят.

– Сейчас даже в светских ресторанах, и на транспорте действует постное меню.

– Да, отношение общества к посту изменилось. Среди рестораторов тоже много православных людей, которые относятся к верующим с уважением. Это стало так естественно, что даже публичные люди соблюдают пост. Мы, конечно, не должны обольщаться, но это в каком-то смысле хорошо.

Общество восприняло пост как часть культуры. Надо этим пользоваться, это нормально и правильно. Не нужно декларировать: «Я пощусь». Но не нужно и легко отказываться от подвига поста.

– Какие книги стоит читать человеку, чтобы настроиться на пост?

– О чтении в посту также можно посоветоваться с духовником. Мне кажется, полезно почитать книгу отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», его дневник, в котором видно, как он следил за своими поступками, за своей душой. Я очень люблю читать преподобного Силуана Афонского, чтобы узнавать, о чем думает святой человек. Сейчас много хороших книг. Может быть, кому-то уже можно почитать «Лествицу», но уж точно всем доступна духовная азбука – наставления Аввы Дорофея.

– Как готовиться к такой вещи, как искушения, которые, по мнению некоторых православных, поджидают человека в посту?

– Надо сказать, что искушения в посту действительно наблюдаются, поэтому в каком-то смысле это мнение верно. Диавол нападает всегда по-разному. У него и правил-то никаких нет, он использует все возможности, чтобы искусить человека. Это, с одной стороны, попускается Богом. Пост – время духовного подвига, и такие искушения – оценка нашей деятельности. Если мы понесем эти искушения, значит мы правильно подвизаемся, если нет – то в нашей душе выявится то, в чем нам нужно покаяться.

Неприятности могут ждать совершенно разные – например, машина не заводится. Как ты это понесешь? Сможешь ли принять это смиренно и поехать на метро?

Как себя правильно повести во время искушения? Главная задача – не допустить в душу смятения. Ведь, по большому счету, ничего особенного не произошло. Скандал, раздраженность надо перетерпеть, особенно сейчас, в посту.

Во время поста душа обнажается, она обостренно начинает чувствовать не только греховность, но и все остальное. Человек подмечает, что стал раздражительным. На самом деле, он всегда таким был, просто пока не постился – это не так замечалось, а начинаешь поститься – и всё обнажается. Вот то, что выявляется, надо победить.

Когда люди говорят, что боятся искушений, это свидетельствует об их малой воцерковленности, о непонимании того, что всякий желающей работать Господеви должен уготовать душу свою на искушения. Это совершенно непреложный духовный закон. Диавол будет стараться вывести нас из равновесия, зато Бог всегда рядом, Он готов помочь. Но сделать первый шаг, дать правильный ответ придется нам самим. Бог не хочет заставить нас избирать доброе, это должны сделать мы сами. Дальше Он поможет. Выбор этот происходит при помощи искушений, такова наша духовная война.

– Может быть, во время поста стоит уменьшить свое общение с другими людьми? Это интервью будут читать люди, которые много времени проводят в интернете, и, скорее всего, интересуются происходящими новостями, ведут сетевые дневники, спорят на форумах…

– Во время работы над собой, естественно, меньше общаешься с людьми. Пост сужает общение. Это не значит, что мы закрыты от людей, которые могут, например, позвать нас на помощь. Мы открыты для любви, но закрыты для пустого общения. Во время духовного подвига нужно в чем-то себя ограничить, иначе тебя просто не хватит на все – и на общение, и на подвиг.

– Наверное, и про кино до окончания поста лучше забыть?

– Ответьте сами на вопрос, что вам, говоря откровенно, дает это кино? Правильнее было бы воздержаться. Да и проблема ли посмотреть хороший фильм потом? Это в Советском Союзе хорошие фильмы шли в кино раз в году, да и то, это делалось нарочно, именно постом.

Один прихожанин рассказывал мне: «Я был неверующим, но для меня мое правительство сделало Пасху праздником, которого я ждал целый год, потому что именно в этот день пускали самые хорошие фильмы».

Конечно тот, кто хочет возрастать духовно, должен ограничивать себя, потому что развлечения, пустые разговоры отвлекают человека от внутреннего мира, которому он, особенно в постное время, должен уделить самое пристальное внимание.

Источник: 

Православие и мир