http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Милость к падшим

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

А.С.Пушкин.

В наше время, когда бездомные бродяги, беспризорники, бомжи и пьяницы являются частью быта и жизни больших городов, нередко можно услышать споры о том, нужно ли подавать милостыню бомжу или пьянице? Многие считают, что пьянице незачем бросать копеечку, все равно, говорят, пропьет, а бомжи, дескать, сами виноваты в своем падении, что заслужили, то и получают. К тому же позицию граждан формирует телевидение, любящее репортажи о нищих, которые работают на проходимцев, отнимающих у них денежное подаяние. Вдобавок вспоминаются ряженые прощелыги с костылями и на инвалидных колясках, собирающие подаяние.

Локальные порядки среди бродяжек больших городов и столичных переходов вряд ли надо переносить на всех нищих страны. Однако внушаемое с телеэкрана так крепко оседает в мозгах обычных граждан, что они переносят нравы московских переходов на всех подряд бомжей – и не подают милостыню.

Отношение к падшим говорит в первую очередь о проходящих мимо людях, презрительно отворачивающихся от просителей и упоенных собственным благополучием при мысли, что они не такие, но лучше. Какими мотивами руководствуется просящий милостыню и куда ее потратит, дело его, но дающий делает это для себя. Милостыня позволяет человеку проявить доброту, мягкосердечие и снисходительность.

Кто виноват, что наше общество обросло бездомными и потерявшими себя людьми? Нельзя все грехи валить на государство и правительство, ведь государство – это мы. Эксплуатирующие нищих бездельники и дармоеды тоже нравственно падшие люди, нормальными их не назовешь, однако они не с неба упали, а вышли из народа.

Непристойная политика в стане бомжей и беспризорников не повод для бездушного и черствого отношения к людям, протянувшим руку за милостыней. Богу судить, почему человек дошел до такого, но и Он не судит людей при жизни. Евангельский эпизод о блуднице, которую привели Христу с криками побить камнями наглядный пример божеского отношения к падшим. «Пусть тот, кто без греха первым бросит в нее камень»,- сказал Христос разъяренной толпе. И толпа рассеялась. Всегда не мешает оглянуться на себя, прежде чем обвинять другого.

«Блаженнее есть паче даяти, нежели принимати», – гласит евангельская мудрость. Подавая милостыню, человек очищается, чувствует себя сильнее и увереннее, потому что имеет возможность оказать милость ближнему. Можно сказать, что свойство подавать милостыню присуще сильным натурам с независимыми от чужого мнения взглядами, натурам свободным, понимающим и отзывчивым на чужую беду. Горделивцы, считающие падших недостойными их милостивого взора, просто слабые самодовольные люди, полагающие, что с ними ничего такого случиться не может.

Есть также утверждение: чтобы брать, надо больше мужества, чем для того, чтобы отдавать. Не согласные могут постоять на паперти рядом с протянувшими руку, испытать на себе чувства, охватывающих при этом душу. Во время пребывания в храме большого города, где меня не знают, люди часто кладут мне на колени денежку со словами «помолитесь за Нину….за Евгения… за Ольгу…». Я беру милостыню, благодарю и запоминаю имена, хотя у меня плохая память на имена и лица. А однажды в Сочи, посещая храм, решила перед службой просто посидеть и подышать воздухом в церковном дворе. И неожиданно оказалась на паперти. Заходившие в ворота люди, сначала направлялись к моей инвалидной коляске, подавали денежку и шли в храм. Естественно, пришлось протягивать руку за каждым подаянием – полную горсть накидали.

Я искала и нашла в себе мужество брать, что дают. Отдавать нетрудно, для этого не надо работать над собой, надо быть просто добрым человеком. Но чтобы брать, надо побороть бурю душевных терзаний, ведь брать милостыню обычному человеку не позволяет оскорбленное чувство собственного достоинства, так устроена психология многих. Работа над собой в этом плане приводит к пониманию, что нельзя отказывать человеку в желании проявить душевную щедрость, даже если это ненужная тебе милость. И самая маленькая милостыня облагораживает дающего, являясь действием Божьей благодати в человеческой душе.

Падшим тоже хочется быть людьми и чувствовать эту благодать. В том же храме ко мне подбегала спившаяся женщина с желанием помочь, хватала тряпку и вытирала колеса у моей коляски, когда во дворе было слякотно. Она суетилась вокруг меня, и так было жалко эту несчастную бездомную, кормившуюся около храма.

В святоотеческих книгах есть рассказ о женщине, просившей старца помолиться за ее мужа, уволенного со службы и лишившегося средств для содержания семьи. Старец сказал, чтобы она набрала гость мелких монет и раздала нищим, каждый из них тогда скажет «Спаси тебя, Господи» – и горсть молитв будет вознесена Богу.

- Подай копеечку – Отстань!

Так дьявол собирает дань.

- Подай копеечку – Возьми!

Так Бог проходит меж людьми.

Лидия Ретивская