http://www.tald-blag.kz

Вы здесь

Поездка в скит святых преподобномучеников Серафима и Феогноста

14 октября в праздник Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии состоялось паломничество прихожан Иоанно-Богословского собора в скит святых преподобномучеников Серафима и Феогноста, расположенный в живописном Аксайском ущелье в горах Заилийского Алатау. Сопровождал паломников клирик Иоанно-Богословского собора священник Александр Матлашов.

Вечером перед поездкой был отслужен молебен о благополучном путешествии, после чего ровно в полночь группа паломников выехала в путь. Свое восхождение паломники начали в пять часов утра, и уже к семи часам все были в скиту. Путь к святому месту, как и путь нашей жизни, когда мы стремимся к святости и благочестию, был тяжел и крайне неудобен. Видимо, в прошлый день здесь шел проливной дождь, и дорога еще не успела просохнуть. Ноги увязали в грязи, скользили, почти никто из путешествующих не избежал падения. Но какая радость была в награду преодолевшим этот сложный путь!

В девять часов началась Божественная литургия. Возглавил ее наместник пустыни иеромонах Трифон. Спокойное благоговейное пение, горящие в сумраке храма свечи и лампады – все настраивало на молитву, покаяние. Большинство паломников за этой литургией исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.

После богослужения каждый имел возможность приложиться к мощам преподобномучеников, которые ныне покоятся в специальной раке возле правой стены храма.

По окончании богослужения братия монастыря угощала гостей чаем. После трапезы паломники имели возможность посетить памятные места скита – могилку преподобномучеников, поклонный камень, пещерки, в которых молились святые.

Никого не отпускают святые преподобномученики Серафим и Феогност без подарка. Посетив это святое место, все прихожане отметили явное присутствие на этом месте благодати Божией, каждый почувствовал умиротворение и радость после посещения скита. Излив свою печаль и скорбь в молитве, никто не остается не услышанным. Святые преподобномученики Серафим и Феогност не перестают ходатайствовать и молиться о всех нас перед Престолом Божиим, и потому никогда не зарастала и не зарастает тропа на приснопамятную могилу мучеников, сотни паломников со всех уголков Казахстана поднимаются в Серафимо-Феогностовскую пустынь, где совершаются торжественные богослужения. Сюда идут те, кому дорога память о мучениках. Идут и стар, и млад — чтобы почтить их память, помолиться и испросить помощи в нуждах, найти утешение в печали.


Святые преподобномученики Серафим и Феогност

С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников, Святитель Туркестанской кафедры Преосвященный Епископ Александр (Кульчицкий) вознамерился зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду. В 1882 году он приступил к освящению избранного места и водрузил деревянный крест там, где предположено было основать мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. Первые насельники монастыря приложили много трудов для возведения монастырских стен и зданий и устроения хозяйства, терпя недоброжелательное отношенье кочующих племён, оборачивающееся нередко открытым нападением на послушников и потравой монастырских пастбищ.

Умножение братии последовало в 1886 году, когда в монастырь приехали 11 иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с острова Валаам восемь иноков во глав с игуменом Севастианом, неся с собой дух Валаамской обители.

Несколько лет спустя, уже в начале ХХ-го столетия, в монастырь были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что они были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделён иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности.

В Свято-Троицком монастыре Глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием. Сейчас, когда минуло почти столетие, не представляется возможным с точностью установить биографические данные Казахстанских подвижников и фактическую сторону описываемых событий. Достоверно известно лишь то, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли своё служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, за которое в 1912 году были удостоены права ношения набедренника. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель.

В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском Кафедральном соборе города Верный.

После событий, потрясших Верный — прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова, память 3 сентября), монахи ушли в горы и в 8-ми верстах от города в горном урочище Медео, и создали и устроили скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нём церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединённого места. Такое место нашли они на горе Кызыл-Жар. Там ими были поставлены кельи и вырыты пещеры. Был и Престол.
Отец Пахомий до 1916 года был также переведён в город Верный и дальнейший его путь Господь связует с Глинскими подвижниками Серафимом и Анатолием. Монах Ираклий, иеромонахи Феогност и Пахомий оставались в Иссык-Кульском монастыре до 1919 года. Отец Феогност в том же году был утверждён там в должности благочинного и помощника духовника для мирян. После нападения киргизов на монастырь в 1916 году, было замучено много престарелых монахов. В 1919 году монастырь был закрыт.

Духовником скита был иеромонах Серафим (Богословский). Родился он в город Глухове в 70-е годы. Мирское имя его Александр. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семь было двое детей — Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что её сын примет мученическую кончину. Когда он был ещё мальчиком-гимназистом, она, как-то проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нём плакала, а он очень любил и жалел её. Как-то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр же так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!». И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

Однажды, после отречения Государя от Престола, послушница Феоктиста пошла к отцу Серафиму в ущелье. Поднялась в гору, ещё дверь кельи не успела открыть, а батюшка встречает её на пороге и говорит: «Знаю, зачем пришла. Мне Домн сказал: Серафиме, Серафиме, Царя убрали и скорыми, скорыми шагами всё пойдёт к погибели».

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть: «Анатолий!». Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Возможно, устав от ночной молитвы, он прилёг в своей келии отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался — они выстрелили ему в сердце.

На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли её досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Позже иеромонах Анатолий отпел их на Мохнатой сопке. После всего случившегося отец Пахомий, отец Ираклий и отец Анатолий жить в скиту не остались.

Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.

Святые преподобномученики прославлены в 1993 году как местночтимые святые Алма-Атинской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Комментарии

 #

Подскажите как попасть в этот Святой монастырь как проехать из ТалдыКурган это такое Святое место я давно хочу туда попасть а как не знаю помогите пожалуйсто ради Бога пусть мое желание исполнится Господь услыш меня твою рабу верную Тамару и помоги